Афродита Книдская
Среднезернистый мрамор.
Торс — римская копия II в. н. э., остальное — реставрация XVII в. скульптора Ипполито Буцци (1562—1634).
Инв. № 8619.Рим, Национальный римский музей, Палаццо Альтемпс. Фото: С. И. Сосновский

Афродита Книдская.

Среднезернистый мрамор.
Торс — римская копия II в. н. э., остальное — реставрация XVII в. скульптора Ипполито Буцци (1562—1634).
Инв. № 8619.

Рим, Национальный римский музей, Палаццо Альтемпс.

Происхождение:
Кол­лек­ция Лудо­ви­зи, преж­де в кол­лек­ции Чези.

Описание:

Ста­туя Афро­ди­ты Книд­ской.

Кол­лек­ция Бон­ком­па­ньи Лудо­ви­зи. Рестав­ра­ция обе­их рук, голо­вы, дра­пи­ров­ки, гид­рии, ног и базы при­пи­сы­ва­ет­ся Иппо­ли­то Буцио (Ippolito Buzio).
Сред­не­зер­ни­стый мра­мор. Alt. 222, инв. № 8619.

«Ста­тую эту, твой образ, тебе посвя­тил я, Кипри­да.
Мог ли пре­крас­нее я что-либо в дар при­не­сти?»
(Lucianus, Anth. Pal. IV, 164. Пере­вод Ю. Ф. Шуль­ца).

«Вся твоя кра­сота, не скры­та одеж­дой, нагой пред­ста­ет, и толь­ко лишь лоно рука при­кры­ва­ет» (Pseudo-Lucianus, Amores, 11—14).

Антич­ные опи­са­ния ста­туи Афро­ди­ты, изва­ян­ной Пра­к­си­те­лем в 364—361 гг. до н. э. для книд­ско­го свя­ти­ли­ща Афро­ди­ты Евплои (Пок­ро­ви­тель­ни­цы счаст­ли­во­го пла­ва­ния), или Книдии, мож­но сопо­ста­вить со скульп­ту­рой Лудо­ви­зи, где зна­чи­тель­ные допол­не­ния рестав­ра­ции вер­ну­ли богине харак­тер­ные атри­бу­ты купаль­ни: кув­шин для воды (гид­рия) и ткань для обти­ра­ния.

Скульп­ту­ра Пра­к­си­те­ля дей­ст­ви­тель­но пред­став­ля­ла фигу­ру Афро­ди­ты, кото­рая, будучи застиг­ну­той во вре­мя купа­ния у источ­ни­ка, инстинк­тив­но при­кры­ва­ет­ся: так боже­ст­вен­ный образ при­бли­жал­ся к миру людей. Образ поль­зо­вал­ся боль­шим успе­хом и полу­чил рас­про­стра­не­ние в рим­скую эпо­ху, вос­про­из­во­ди­мый в раз­лич­ных вари­ан­тах в основ­ном для укра­ше­ния садов и терм. Эта реп­ли­ка была допол­не­на Иппо­ли­то Буцио, кото­рый при реа­ли­за­ции голо­вы вдох­но­вил­ся, веро­ят­но, голо­вой Афро­ди­ты Книд­ской (инв. № 8586), кото­рая «слег­ка улы­ба­ет­ся с полуот­кры­тым ртом», как упо­ми­на­ют антич­ные источ­ни­ки.

В опи­са­нии 1789 г. ста­туя Лудо­ви­зи упо­ми­на­ет­ся как «Вене­ра с урной, сход­ная с меди­цей­ской», срав­ни­ва­е­мая с Вене­рой из кол­лек­ции Меди­чи в Уффи­ци, про­ис­хо­дя­щей от ста­ту­ар­но­го типа «Книдия», весь­ма цени­мо­го и вост­ре­бо­ван­но­го в собра­ни­ях памят­ни­ков ста­ри­ны.

W. Helbig, Führer durch die öffentlichen Sammlungen klassischer Altertümer in Rom, III, 4-е изд., Tübingen 1963, с. 251 f., № 2332 (H. von Steuben); Museo Nazionale Romano. Le sculture, под ред. A. Giuliano, I, 5, Roma 1983, с. 163, № 69 (B. Palma).

Matilde De Angelis d’Ossat

Источники:
(сс) 2008 г. Фото: С. И. Сосновский (CC BY-SA 4.0).
Текст: музейная подпись к скульптуре.
© 2002 г. Описание: Scultura antica in Palazzo Altemps. Museo Nazionale Romano. Electa, Milano, 2002, с. 86—87.
© 2014 г. Перевод с итал. С. И. Сосновского.

комм.
Ключевые слова: греческая мифология mythologia graeca афродита aphrodite римская мифология mythologia romana венера venus римский римская римские римская копия статуя статуи statua statuae мрамор статуя афродита книдская венера venus из книда книдоса книд книдос драпировка кувшин гидрия скульптор пракситель ипполито буцци буцио буцьо ippolito buzzi buzio коллекция лудовизи людовизи чези инв № 8619