Саркофаг со сценой охоты на Калидонского вепря (фронтальный рельеф)
Мрамор. 290-295 гг. н. э.
Инв. № A 6 est.
Пиза, Кампосанто. Фото: И. А. Шурыгин

Саркофаг со сценой охоты на Калидонского вепря (фронтальный рельеф).

Мрамор. 290-295 гг. н. э.
Инв. № A 6 est.

Пиза, Кампосанто.

Описание:
A 6 est.
Высота 0,92 м; дли­на 2 м; шири­на 0,85 м.

На крыш­ке сар­ко­фа­га изо­бра­же­на воз­ле­жа­щая супру­же­ская пара. Голо­вы обе­их фигур утра­че­ны. Жен­щи­на дер­жит в пра­вой руке венок; пра­вое пред­пле­чье утра­че­но. пра­вым пле­чом она опи­ра­ет­ся на подуш­ку; ее оде­я­ние удер­жи­ва­ет­ся лишь тон­ким ремеш­ком под гру­дью. Муж­чи­на дер­жит в левой руке раз­вер­ну­тый сви­ток, а пра­вую поло­жил на пле­чо супру­ги.
В пра­вом и левом углах вид­ны остат­ки фигур кры­ла­тых гени­ев, спя­щих у кря­ев ложа, голо­ва лебедя.
Пра­вая часть релье­фа: пеший охот­ник, оде­тый в хла­миду, на ногах высо­кие сапож­ки, направ­ля­ет­ся впра­во, одна­ко лицо его обра­ще­но к зри­те­лю. Рядом с ним всад­ник в хла­миде, под кото­рой вид­не­ет­ся корот­кий хитон; его лицо обра­ще­но к цен­тру релье­фа; в пра­вой руке (утра­че­на) он дер­жит копье, кото­рым пора­жа­ет каба­на в ниж­нюю часть туло­ви­ща. Зверь, дви­жет­ся спра­ва-нале­во, его туло­ви­ще и мор­да пол­но­стью выведе­ны на пере­д­ний план, высота его соот­вет­ст­ву­ет длине ног Ата­лан­ты. Опи­сан­ный выше пер­со­наж на коне — это, без сомне­ния, Кастор, фигу­ру же спра­ва от него опре­де­лить затруд­ни­тель­но, хотя пра­во­моч­ным пред­став­ля­ет­ся пред­по­ло­же­ние, что это Пол­лукс.
Геро­и­ня оде­та в корот­кую, высо­ко схва­чен­ную поя­сом туни­ку, в кото­рой обыч­но изо­бра­жа­ет­ся Арте­ми­да. Туни­ка закан­чи­ва­ет­ся на уровне колен, с длин­ной склад­ча­той накид­кой (apoptygma), а поза­ди нее по сто­ро­нам раз­ве­ва­ют­ся полы хла­миды, под­вя­зан­ной на талии. Лица этих трех пер­со­на­жей стер­ты до исчез­но­ве­ния черт, одна­ко у Ата­лан­ты и всад­ни­ка оста­лись высту­пы, кото­рые могут являть­ся остат­ка­ми диа­дем. Воло­сы Ата­лан­ты завя­за­ны на затыл­ке узлом, из кото­ро­го спус­ка­ют­ся вниз вью­щи­е­ся пряди. Сле­ва от Ата­лан­ты нахо­дит­ся Меле­агр. Его почти пол­но­стью обна­жен­ная фигу­ра в хла­миде, наки­ну­той на пле­чи, раз­вер­ну­та фрон­таль­но; голо­ва не сох­ра­ни­лась. Сле­ва от Меле­а­г­ра нахо­дит­ся Ойней с копьем, воз­мож­но, боро­да­тый, и два пер­со­на­жа с пол­но­стью стер­ты­ми лица­ми; от одно­го из них оста­лись лишь фраг­мен­ты, фигу­ра вто­ро­го, силь­но повреж­ден­ная, раз­вер­ну­та фрон­таль­но и дер­жит щит у лево­го пле­ча. У пер­со­на­жа рядом с Ойне­ем голо­ва отсут­ст­ву­ет; в пра­вой руке, под­ня­той вверх, он дер­жит камень, а в левой, так­же под­ня­той, щит, кото­рый нахо­дит­ся поза­ди туло­ви­ща.
На пра­вой боко­вой пане­ли высе­че­на низ­ким релье­фом муж­ская фигу­ра в корот­кой туни­ке и хла­миде. Пра­вой рукой он дер­жит пса на повод­ке, в левой — изо­гну­тый посох (lagobolon). На левой боко­вой пане­ли мож­но видеть боро­да­тую фигу­ру с длин­ной тро­стью на пле­че, к кото­рой при­вя­зан за лап­ки заяц. Пра­вой рукой охот­ник дер­жит на повод­ке соба­ку. Он одет в туни­ку, под­вя­зан­ную на поя­се; на ногах высо­кие сапож­ки.
Как заме­тил Robert, име­ет­ся сход­ство меж­ду нашим сар­ко­фа­гом и сар­ко­фа­гом в палац­цо Кон­сер­ва­то­ров, най­ден­ным око­ло реки Аньене близ Вико­ва­ро (Robert III p.285$ Helbig II n. 1526). Это сход­ство зак­лю­ча­ет­ся не толь­ко в нали­чии воз­ле­жа­щей пары на крыш­ке, но так­же и в при­сут­ст­вии Дио­с­ку­ров (на сар­ко­фа­ге палац­цо Кон­сер­ва­то­ров мож­но видеть обо­их Дио­с­ку­ров) и Ойнея, а так­же муж­ской фигу­ры со щитом и фигур, запол­ня­ю­щих пустые про­стран­ства релье­фа. Наблюда­ет­ся так­же пол­ная иден­тич­ность поз и схе­мы рас­по­ло­же­ния живот­ных (веп­ря и собак).
Изя­ще­ство фигур, опре­де­лен­ная схе­ма­тич­ность оде­я­ний, и, в то же вре­мя, оче­вид­ная гар­мо­нич­ность соот­но­ше­ний тел и голов , поз­во­ля­ют отне­сти наш сар­ко­фаг к мно­го­чис­лен­ной рим­ской про­дук­ции, изготов­ляв­шей­ся с мак­си­маль­ным при­бли­же­ни­ем к атти­че­ской тра­ди­ции. Исполь­зо­ва­ние бура­ва на при­чес­ках охот­ни­ков и шер­сти каба­на не столь замет­но, как на сар­ко­фа­гах середи­ны III в. Мож­но пред­по­ло­жи­тель­но дати­ро­вать сар­ко­фаг кон­цом III в., отне­ся его, как это пред­ло­жил Koch, к груп­пе сар­ко­фа­гов, создан­ных в мастер­ской, где работа­ли скуль­п­то­ры, при­дер­жи­вав­ши­е­ся атти­че­ской или, воз­мож­но, азий­ской тра­ди­ции; 290-295 гг. н. э.

Arias P. E., Gabba E., Cristiani E. Camposanto Monumentale di Pisa. Le Antichità. Pacini Editore, Pisa, 1977. P. 55—56.

Литература:
Arias P. E., Gabba E., Cristiani E. Camposanto Monumentale di Pisa. Le Antichità. Pacini Editore, Pisa, 1977. P. 55—56.

Источники:
© 2013 г. Фото: И. А. Шурыгин.
© 2014 г. Перевод с итал.: И. А. Шурыгин.
Ключевые слова: кампосанто мрамор рельеф саркофаг с со сценой охоты на Калидонского вепря калидонская охота калидонский вепрь мелеагр аталанта ойней диоскуры Инв № A 6 est