Голова Галлиена
Мрамор. Ок. 260 г. Рим, Национальный римский музей.

Голова Галлиена.

Мрамор. Ок. 260 г.

Рим, Национальный римский музей.

Происхождение:
Най­ден в Доме веста­лок на Рим­ском фору­ме.

Описание:
Годы прав­ле­ния Гал­ли­е­на (253—268 гг. н. э.) — пере­лом­ные в исто­рии рабо­вла­дель­че­ско­го обще­ства, когда была пред­при­ня­та послед­няя актив­ная попыт­ка отсто­ять инте­ре­сы мел­ких и сред­них рабо­вла­дель­цев и земель­ных соб­ст­вен­ни­ков про­тив инте­ре­сов круп­ных част­ных зем­ле­вла­дель­цев. П. Лици­ний Эгна­ций Гал­ли­ен был соп­ра­ви­те­лем сво­его отца, импе­ра­то­ра Вале­ри­а­на (253—260 гг.), управ­лял запад­ны­ми про­вин­ци­я­ми; в 260—268 годах стал един­ст­вен­ным пра­ви­те­лем Рим­ской импе­рии после пле­не­ния Вале­ри­а­на пер­са­ми. Это была яркая и инте­рес­ная фигу­ра. Его актив­ная поли­ти­че­ская дея­тель­ность вызы­ва­ла ост­рую реак­цию в раз­лич­ных кру­гах обще­ства, что отра­зи­лось в про­ти­во­ре­чи­вых оцен­ках его лич­но­сти и поли­ти­ки исто­ри­ка­ми раз­ных лаге­рей.

Импе­ра­тор Гал­ли­ен был обра­зо­ван­ным чело­ве­ком, дру­гом фило­со­фа Пло­ти­на и пок­ро­ви­те­лем искус­ства. Воз­мож­но, что порт­ре­ты середи­ны III века не отве­ча­ли худо­же­ст­вен­ным вку­сам импе­ра­то­ра Гал­ли­е­на, чем объ­яс­ня­ет­ся обра­ще­ние худож­ни­ков к клас­си­циз­му. Этот пово­рот в искус­стве, быть может, сле­ду­ет объ­яс­нить и тем, что в прав­ле­ние Гал­ли­е­на, когда про­ис­хо­ди­ла послед­няя серь­ез­ная попыт­ка отсто­ять ста­рый порядок в Рим­ском государ­стве, появи­лась потреб­ность в поло­жи­тель­ных иде­аль­ных обра­зах в искус­стве и бес­по­щад­ная прав­да порт­ре­тов вре­ме­ни «сол­дат­ских» импе­ра­то­ров пере­ста­ла отра­жать умо­на­стро­е­ние эпо­хи.

Пре­крас­ные образ­цы клас­си­ци­сти­че­ско­го направ­ле­ния вре­ме­ни Гал­ли­е­на — порт­ре­ты само­го импе­ра­то­ра. Луч­ший из них — порт­рет Нацио­наль­но­го музея — был най­ден в Доме веста­лок на Рим­ском фору­ме. Обли­ку импе­ра­то­ра при­дан воз­вы­шен­ный, несколь­ко роман­ти­че­ский харак­тер. Густые воло­сы и корот­кая бород­ка обрам­ля­ют лицо, поверх­ность кото­ро­го моде­ли­ро­ва­на очень тон­ко. Выра­зи­те­лен несколь­ко таин­ст­вен­ный взгляд боль­ших глаз, зате­нен­ных сдви­ну­ты­ми густы­ми бро­вя­ми. Трак­тов­ка длин­ных вол­ни­стых прядей волос и боро­ды, состо­я­щей из тугих корот­ких локо­нов, близ­ка к позд­не­ан­то­ни­нов­ским и ран­не­се­ве­ров­ским порт­ре­там. В поста­нов­ке рез­ко повер­ну­той голо­вы ощу­ща­ет­ся сход­ство с элли­ни­сти­че­ски­ми порт­ре­та­ми, для кото­рых харак­тер­ны дина­мич­ность и про­стран­ст­вен­ность пост­ро­е­ния. В середине III века искус­ство вре­ме­ни Анто­ни­нов вос­при­ни­ма­лось уже как клас­си­ка. Однов­ре­мен­но дина­мич­ные фор­мы и све­то­те­не­вые кон­тра­сты, харак­тер­ные для элли­ни­сти­че­ской пла­сти­ки, пони­ма­ют­ся рим­ски­ми скуль­п­то­ра­ми как созвуч­ные их твор­че­ским поис­кам и заим­ст­ву­ют­ся ими. Мы наблюда­ли это и рань­ше. В III веке при Гал­ли­ене обра­ще­ние к элли­низ­му мож­но так­же рас­смат­ри­вать как явле­ние клас­си­циз­ма.


Источники:
Путеводитель по Будапешту
Ключевые слова: мрамор мужской портрет портретная голова римский император Галлиен мужчина борода