Эрот Соранцо.

Мрамор. Римская копия I в. н. э. греческого образца ок. 460 г. до н. э. или римское произведение классицистического стиля I в. н. э.
Инв. № Гр-3095 / А.192.

Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.

Происхождение:
Пред­по­ло­жи­тель­но, из Гре­ции. По одной вер­сии, ста­тую вывез в Вене­цию из Кон­стан­ти­но­по­ля Энри­ко Дан­до­ло. Соглас­но дру­гой вер­сии, она была при­об­ре­те­на Джо­ван­ни Соран­цо в 1312 г. на ост­ро­ве в Эгей­ском море. Нахо­ди­лась в палац­цо Соран­цо. При­об­ре­те­на в Вене­ции в 1851 г. С. А. Гедео­но­вым (Архео­ло­ги­че­ская комис­сия).

Описание:
153. Юно­ша.

Нагой эфеб, сто­я­щий и пово­ра­чи­ваю­щий в пра­вую сто­ро­ну голо­ву. Гла­за под­ня­ты к небу. Руки, долж­но быть, были опу­ще­ны вдоль туло­ви­ща. Ори­ги­нал этой ста­туи изо­бра­жал, веро­ят­но, Эрота (в музее в Спар­те сох­ра­ня­ет­ся луч­ший экзем­пляр тако­го типа, Friederichs — Wolters, Gipsabgüsse, № 218), состав­ляв­ше­го вме­сте с Афро­ди­тою или с Пари­сом одну груп­пу. Наша ста­туя — рим­ская копия вре­мен импе­ра­то­ра Адри­а­на с ори­ги­на­ла пело­пон­нис­ской шко­лы V века до Р. Х. На рас­пис­ном килик­се Импе­ра­тор­ско­го Эрми­та­жа, V века до Р. Х., встре­ча­ет­ся тот же самый тип юно­ши, но с вен­ка­ми в руках, в каче­стве победи­те­ля в играх.

Эта ста­туя нахо­ди­лась неко­гда в палац­цо Соран­цо в Вене­ции. Э. Барри (см. ниже) счи­та­ет мало веро­ят­ным пре­да­ние, ука­зы­ваю­щее с.68 на Кон­стан­ти­но­поль или один из ост­ро­вов архи­пе­ла­га, как на место, где она была най­де­на.

Реста­ври­ро­ва­ны нос, пра­вая рука с пле­че­ви­ны, левая рука с лок­тя. Антич­ный плин­тус встав­лен в новый. Ноги над­лом­ле­ны во мно­гих местах. Зад­няя часть лево­го пле­ча над­лом­ле­на. В середине спи­ны квад­рат­ная встав­ка.

Revue archéol. V, pl. 101. E. Barry, note sur une statue antique, ibid. p. 567. — Bullett. dell’ Instit. 1867, p. 128. — Flasch в Archeol. Zeitung 1878, Taf. 16, p. 126. — Conze, Beiträge, Taf. 9. — Friederichs-Wolters, Gipsabgüsse № 217.

Пен­те­лий­ский мра­мор. — Выс. 1,59 м. — При­об­ре­тен в 1851 г. в Вене­ции у Сан­кви­ри­ко.

Кизе­риц­кий Г. Музей древ­ней скульп­ту­ры. Изд. 4-е, испр. и доп. Типо­гра­фия А. Бен­ке, СПб, 1901. С. 67—68, кат. № 153.

102 (153). Ста­туя юно­ши, так назы­ва­е­мый Эрот Соран­цо.

Из Palazzo Soranzo в Вене­ции; куп­ле­на в 1851 г. В. 1,59 м.

Реста­ври­ро­ва­ны: пра­вая рука от лок­тя, часть левой руки над кистью и паль­цы, боль­шая часть плин­ту­са, нос.

Эту ста­тую счи­та­ли Эротом, состав­ляв­шим одну груп­пу с Афро­ди­той, к кото­рой он обо­ра­чи­ва­ет голо­ву. Но, веро­ят­но, она изо­бра­жа­ет маль­чи­ка-победи­те­ля на играх, с вен­ка­ми в руках. Ори­ги­нал ее при­над­ле­жит к пер­вой поло­вине V в. до Р. Хр., о чем свиде­тель­ст­ву­ют про­пор­ции и плос­кая сти­ли­за­ция тела (см. № 100).

Вальд­гау­ер О. Ф. Крат­кое опи­са­ние музея древ­ней скульп­ту­ры. Т-во Р. Голи­ке и А. Виль­борг, СПб, 1912. С. 55—56, кат. № 102 (153).

102. Так назы­ва­е­мый Эрот Соран­цо.

Новы: пра­вая рука от лок­тя, часть левой руки над кистью и паль­цы, боль­шая часть базы и нос. Хоро­шее повто­ре­ние рим­ской работы гре­че­ско­го брон­зо­во­го образ­ца 70-х гг. V в. до Р. Х. Из Palazzo Soranzo в Вене­ции. В. 1,59 м. Зал XVIII (Афи­ны).

Вальд­гау­ер О. Ф. Антич­ная скульп­ту­ра. Изда­тель­ство Брок­гауз-Ефрон, Пет­ро­град, 1924. С. 73, кат. № 102.

Источники:
© 2014 г. Фото: И. А. Шурыгин.
Данные: музейная аннотация.

комм.

комм.

комм.
ПОИСК ИЗОБРАЖЕНИЙ В АНТИЧНОМ ИСКУССТВЕ
Ключевые слова: мрамор статуя скульптура юноши юноша Эрот Амур Соранцо Соранцио Soranzo Инв № Гр 3095 А 192
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА