Портрет неизвестного.

Мрамор. Середина I в. до н. э.
Предположительно, римская мастерская.
Инв. № 175.

Венеция, Национальный археологический музей.

Происхождение:
Из собра­ния Гри­ма­ни.

Описание:

11. Бюст муж­чи­ны (инв. № 175).

Ита­лий­ский мра­мор. Общая высота 0,37 м; от под­бо­род­ка до вер­хуш­ки голо­вы 0,23 м.

Сохран­ность пре­вос­ход­ная, име­ет­ся лишь несколь­ко незна­чи­тель­ных ско­лов на ушах и шее. Сле­ду­ет отме­тить, что поверх­ность бюста в совре­мен­ную эпо­ху была под­верг­ну­та поли­ров­ке, почти до блес­ка. Тща­тель­ное иссле­до­ва­ние выяв­ля­ет совре­мен­ную обра­бот­ку скла­док, одна­ко, по-види­мо­му, их фор­ма не пре­тер­пе­ла суще­ст­вен­но­го изме­не­ния по отно­ше­нию к исход­ной.

Посту­пил по заве­ща­нию Гри­ма­ни в 1586 г. Выстав­лен в IX зале Музея.

Бюст, несмот­ря на совре­мен­ную обра­бот­ку, пред­став­ля­ет замет­ный инте­рес для исто­ри­ков рим­ско­го порт­ре­та позд­не­рес­пуб­ли­кан­ской эпо­хи. После того как Кур­ци­ус попы­тал­ся иден­ти­фи­ци­ро­вать бюст как порт­рет Сул­лы, а Поул­сен, Сиве­кинг и Весс­берг под­верг­ли его пред­по­ло­же­ние оже­сто­чен­ной кри­ти­ке, сфор­ми­ро­ва­лось мне­ние, что это изо­бра­же­ние неиз­вест­но­го, создан­ное око­ло 30 г. до н. э.

Осно­вы­ва­ясь на сти­ли­сти­ке, Бушор пола­гал, что порт­рет явля­ет­ся рим­ской копи­ей, выпол­нен­ной, пред­по­ло­жи­тель­но, скуль­п­то­ром гре­че­ско­го про­ис­хож­де­ния, зна­ко­мым с мик­ро­ази­ат­ским «барок­ко»; одна­ко Швей­цер счи­тал дан­ную работу пре­вос­ход­ней­шим ори­ги­на­лом, вышед­шим из рук худож­ни­ка эклек­ти­че­ско­го сти­ля, назван­но­го им «Meister des Venetianer Melanchonikers», в рабо­те кото­ро­го с живо­стью объ­еди­ня­лись эле­мен­ты т. н. «худо­же­ст­вен­но-пате­ти­че­ско­го» сти­ля груп­пы Пом­пея в Новой Карлс­берг­ской глип­то­те­ке Копен­га­ге­на (Poulsen, Les Portraits romains, I, p. 39 ss., n. 1, tavv. I—II) с эле­мен­та­ми позд­не­сул­лан­ско­го реа­лиз­ма.

Наи­луч­ши­ми образ­ца­ми для срав­не­ния могут слу­жить голо­вы на вил­ле Дориа-Пам­фи­ли (Matz-Duhn, Antike Bildwerke in Rom, I, p. 496, n. 1832; Schweitzer, Bildniskunst, pp. 120, 125 ss., fig. 196) и в палац­цо Спа­да в Риме (Arndt-Bruckmann, nn. 379—380; Schweitzer, op. cit., pp. 120, 125 ss., fig. 197), в кото­рых, как и в вене­ци­ан­ском мра­мо­ре, про­яв­ля­ет­ся скру­пу­лез­ный, бес­по­кой­ный реа­лизм, когда с наслаж­де­ни­ем, обсто­я­тель­но под­чер­ки­ва­ют­ся все ана­то­ми­че­ские подроб­но­сти порт­ре­ти­ру­е­мо­го, такие как склад­ки на лбу и щеках, а так­же сухость силу­эта лица, про­яв­ля­ю­щая струк­ту­ру кост­ной осно­вы с силь­но выдаю­щи­ми­ся ску­ла­ми. Сход­ной меж­ду порт­ре­та­ми явля­ет­ся трак­тов­ка мел­ких прядей при­чес­ки, ком­пакт­но лежа­щих на лбу, плот­ная мас­са кото­рых выпол­не­на иск­лю­чи­тель­но рез­цом с выра­жен­ным импрес­си­о­ни­сти­че­ским вку­сом. Лицо выра­жа­ет печаль, и этот эффект под­чер­ки­ва­ет­ся глу­бо­ко поса­жен­ны­ми гла­за­ми, взгляд кото­рых обра­щен вниз, а так­же нак­ло­ном шеи впе­ред.

Не кажет­ся неве­ро­ят­ным пред­по­ло­же­ние, осно­ван­ное на фор­маль­ных тех­ни­че­ских осо­бен­но­стях трех порт­ре­тов, что все они, если и не были сде­ла­ны одной рукой, то вышли из одной и той же рим­ской мастер­ской в тече­ние несколь­ких лет, воз­мож­но, не более пяти, как спра­вед­ли­во заме­тил Швей­цер, счи­тая самым ран­ним из них вене­ци­ан­ский, учи­ты­вая наи­ме­нее выра­жен­ную акцен­ти­ров­ку черт лица.

Густа­во Тра­вер­са­ри

Литература:
Bibl.: Valentinelli, p. 111, n. 171; Dütschke, p. 87, n. 235; Pellegrini, n. 100; E. A., 2564—2565; Anti, p. 111, n. 2; L. Curtius, in R. M., XLVII, 1932, p. 202 ss., figg. 1, 3; Poulsen, Probleme, p. 16 s.; Idem, Privatporträts, p. 3 s.; J. Sieveking, in Münch. Jahrb., N. F. 12, 1937-38, p. 178; Vessberg, p. 131, nota 1; Schweitzer, Bildniskunst, pp. 120, 125 ss., 146, figg. 194—195; Buschor, Bildnis, pp. 50, 53, 56, fig. 48; Forlati Tamaro, p. 22, IX, n. 29, fig. a pag. 65, 1; Schweitzer, in Ausgewählte Schriften, II, Tübingen 1963, p. 275, tav. 65, 1.

Fot.: Museo, 1383, 1821, 1894; Fiorentini, 2707; Inst., 8281—8282, 58. 1456; Alinari, 12885.

Источники:
© 2013 г. Фото: И. А. Шурыгин.
Информация: музейная аннотация.
© 1968 г. Текст описания: Traversari G. Museo Archeologico di Venezia. I ritratti. Poligrafico dello Stato, Roma, 1968. С. 28—29, кат. № 11, илл. 11 a, b.
© 2014 г. Перевод с итал.: И. А. Шурыгин.

комм.
ПОИСК ИЗОБРАЖЕНИЙ В АНТИЧНОМ ИСКУССТВЕ
Ключевые слова: мрамор мужской портрет голова неизвестного неизвестный мужчина так называемый Луций Корнелий Сулла Феликс Lucius Cornelius Sulla Felix Silla Sylla Корнелии Cornelia коллекция Джованни Гримани Инв № 175
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА