Афродита (Нимфа).

Греческий мрамор. Эллинистическая эпоха.
Выс. 1,26 м.
Инв. № 253.

Венеция, Национальный археологический музей.

Происхождение:
Най­де­на в Алек­сан­дрии (Еги­пет). При­об­ре­те­на в Риме Girolamo Zulian’ом. Заве­ща­на Вене­ци­ан­ской рес­пуб­ли­ке в 1794 г.

Описание:

312. Ста­ту­эт­ка ним­фы.

Выс. 1,26 м. — Гре­че­ский мра­мор. — Про­ис­хож­де­ние, как у № 72. [С. 31, № 72: Заве­ща­на рес­пуб­ли­ке Вене­ция в 1794 г. вене­ци­ан­ским послом в Риме Girolamo Zulian’ом с при­об­ре­тен­ным там собра­ни­ем древ­но­стей, но, види­мо, была выстав­ле­на во Двор­це дожей толь­ко в 1812 г., вме­сте с боль­шей частью кол­лек­ции.] — Фигу­ра состо­ит из двух частей; стык про­хо­дит по линии бед­ра; колон­на состо­ит из трех частей: базы, ство­ла и капи­те­ли; антич­на, пожа­луй, толь­ко послед­няя, с вазой (допол­не­ны носик и дуж­ка); левое пред­пле­чье выпол­не­но отдель­но, но при­над­ле­жит ста­туе (кон­чик боль­шо­го паль­ца отбит). Допол­не­ны: пра­вая рука, сви­саю­щий край дра­пи­ров­ки у пра­во­го уха, с.123 верх­няя часть диа­де­мы, нос, база, ступ­ни. На шее линия раз­ло­ма. — Ср.: Valentinelli, Marmi scolpiti del Museo archeologico della Marciana di Venezia, Prato 1866. № 248; Bernoulli, Aphrodite, 374.

Ним­фа сто­ит на пра­вой ноге сле­ва от колон­ны, дер­жа в левой руке гори­зон­таль­но лежа­щий полый кув­шин. Отстав­лен­ная назад левая нога каса­ет­ся зем­ли лишь паль­ца­ми ноги. Допол­нен­ная пра­вая рука опи­ра­ет­ся на бед­ро. На вол­ни­стых, заче­сан­ных назад воло­сах, по всей види­мо­сти, при­над­ле­жа­щих голо­ве, укра­шен­ной диа­де­мой с тре­мя розет­ка­ми, лежит дра­пи­ров­ка, край кото­рой (пожа­луй, так­же антич­ный, хотя и не пол­но­стью) сви­са­ет над пра­вым ухом, в то вре­мя как дру­гая часть спа­да­ет сза­ди и край дра­пи­ров­ки зажат под левой мыш­кой. По-види­мо­му, пра­вая рука изна­ча́льно опи­ра­лась на пра­вое бед­ро, удер­жи­вая таким обра­зом остав­шу­ю­ся основ­ную часть одеж­ды, при­кры­ваю­щую ниж­нюю часть тела. Голов­ка близ­ка к типу Афро­ди­ты. Сосуд над колон­ной был про­свер­лен и пред­на­зна­чал­ся для сто­ка воды. Кра­си­вая деко­ра­тив­ная фигу­ра для источ­ни­ка1.

1Близ­ка ста­ту­эт­ке в Вичен­це 22, Катайо 814; дру­гие повто­ре­ния см. у Бер­нул­ли, указ. соч.

Ганс Дютшке

Литература:
C. Anti, Il Regio Museo Archeologico nel Palazzo Reale di Venezia (Rom 1930) 165 Cat. no. 6;
H. Dütschke, Antike Bildwerke in Oberitalien V. Antike Bildwerke in Vicenza, Venedig, Catajo, Modena, Parma und Mailand (Leipizig 1882) 123 f. Cat. no. 312;
R. Fleischer, Späthellenistische Gruppe vom Pollionymphäum in Ephesos mit dem Polymphemabenteuer des Odysseus, 2. Beih. ÖJh, 1971, 166 Ill. 6. 7 Cat. no. 4;
J. Inan in: H. U. Cain — H. Gabelmann — D. Salzmann, Festschrift für Nikolaus Himmelmann (1989) 275 [Replik Nr. 4];
G. Traversari, La Statuaria Ellenistica del Museo Archeologico di Venezia (1986) 133 Cat. no. 43.

Источники:
© 2013 г. Фото: И. А. Шурыгин.
Описание: H. Dütschke, Antike Bildwerke in Oberitalien V. Antike Bildwerke in Vicenza, Venedig, Catajo, Modena, Parma und Mailand (Leipzig 1882). С. 123—124, кат. № 312.
© 2014 г. Перевод с нем. С. И. Сосновского.
Библиография, доп. информация: http://arachne.uni-koeln.de/item/objekt/22196
ПОИСК ИЗОБРАЖЕНИЙ В АНТИЧНОМ ИСКУССТВЕ
Ключевые слова: греческий мрамор статуя статуэтка нимфа нимфы кувшин сосуд гидрия диадема сфендон sfendone драпировка тип Афродиты Афродита коллекция Джироламо Цулиан Цульян Girolamo Zulian Инв № 253
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА