Бюст Коммода в образе Геркулеса
Мрамор.
Ок. 190-х гг.
Рим, Капитолийские музеи, Дворец консерваторов, Залы Ламиевых садов.

Бюст Коммода в образе Геркулеса.

Мрамор.
Ок. 190-х гг.

Рим, Капитолийские музеи, Дворец консерваторов, Залы Ламиевых садов.

Описание:
Наи­боль­шей извест­но­стью поль­зу­ет­ся порт­рет Ком­мо­да, хра­ня­щий­ся во двор­це Кон­сер­ва­то­ров в Риме. Импе­ра­тор изо­бра­жен в обра­зе Гер­ку­ле­са. Культ Гер­ку­ле­са, гре­че­ско­го Герак­ла, счи­тав­ше­го­ся пок­ро­ви­те­лем дина­стии Анто­ни­нов, полу­чил осо­бен­но широ­кое рас­про­стра­не­ние в Риме при Ком­мо­де, кото­рый назы­вал себя «новым Гер­ку­ле­сом». Ком­мод изо­бра­жен в наки­ну­той на пле­чи льви­ной шку­ре, лапы кото­рой завя­за­ны узлом на его груди. Голо­ву пок­ры­ва­ет льви­ная мор­да. Пра­вой рукой Ком­мод дер­жит поло­жен­ную на пле­чо дубин­ку, в левой — ябло­ки Гес­пе­рид. Лицо, обрам­лен­ное пыш­ной шап­кой волос и корот­кой вью­щей­ся боро­дой, напо­ми­на­ет порт­ре­ты Мар­ка Авре­лия. Гла­за полу­при­кры­ты верх­ни­ми века­ми, но зрач­ки про­бу­рав­ле­ны глуб­же, бла­го­да­ря чему взгляд кажет­ся осо­бен­но выра­зи­тель­ным. Силь­но поли­ро­ва­ны обна­жен­ные части тела. Созда­ет­ся живо­пис­ный кон­траст глад­кой и бле­стя­щей кожи лица с кру­ты­ми завит­ка­ми волос и боро­ды, глу­бо­ко рас­чле­нен­ны­ми вре­за­ми бура­ва.

«Он имел про­пор­цио­наль­ное тело­сло­же­ние, но выра­же­ние лица было тупое, как у пья­ниц, и речь бес­по­рядоч­на. Его воло­сы были все­гда вык­ра­ше­ны и при­пуд­ре­ны золотым порош­ком. Он застав­лял под­па­ли­вать себе воло­сы и боро­ду, так как боял­ся брит­вы» (Лам­при­дий, Ком­мод, 17).

Бро­са­ет­ся в гла­за несоот­вет­ст­вие боль­шо­го бюста, почти полу­фи­гу­ры, и хруп­кой рез­ной под­став­ки, на кото­рой он поко­ит­ся. Под­став­ка пред­став­ля­ет собой шар — сим­вол Все­лен­ной, — на кото­ром лежат два пере­кре­щи­ваю­щих­ся рога изоби­лия — сим­вол Фор­ту­ны. Меж­ду ними — щит с рельеф­ной голо­вой Гор­го­ны. По сто­ро­нам шара нахо­ди­лись две фигу­ры коле­но­пре­кло­нен­ных ама­зо­нок, из кото­рых сох­ра­ни­лась лишь левая. В целом порт­рет Ком­мо­да, выпол­нен­ный око­ло 190 года н. э., отли­ча­ет­ся изыс­кан­ной манер­но­стью, утон­чен­но­стью тех­ни­ки обра­бот­ки мра­мо­ра. Если лицо Ком­мо­да выпол­не­но еще в тра­ди­ци­ях более ран­не­го анто­ни­нов­ско­го порт­ре­та, то пост­ро­е­ние всей скульп­ту­ры гово­рит о пол­ном нару­ше­нии этих тра­ди­ций.


Источники:
Ключевые слова: скульптура скульптурный sculptura римский римская римские имперский римский император коммод коммода imperator commodus портрет портреты портретный портретная римский бюст династия антонинов антонины мрамор бюст коммода в образе геркулеса мужской портрет портретный бюст римский император коммод геракл геркулес львиная шкура льва дубина яблоки гесперид земной шар глобус зодиак рог изобилия орел щит пельта pelta горгонейон горгонион голова горгоны медузы горгона медуза horti lamiani ламиевы сады ламии вилла паломбара