Бюст Коммода в образе Геркулеса.

Мрамор. Ок. 190-х гг.

Рим, Капитолийские музеи, Дворец консерваторов.

Описание:
Наи­боль­шей извест­но­стью поль­зу­ет­ся порт­рет Ком­мо­да, хра­ня­щий­ся во двор­це Кон­сер­ва­то­ров в Риме. Импе­ра­тор изо­бра­жен в обра­зе Гер­ку­ле­са. Культ Гер­ку­ле­са, гре­че­ско­го Герак­ла, счи­тав­ше­го­ся пок­ро­ви­те­лем дина­стии Анто­ни­нов, полу­чил осо­бен­но широ­кое рас­про­стра­не­ние в Риме при Ком­мо­де, кото­рый назы­вал себя «новым Гер­ку­ле­сом». Ком­мод изо­бра­жен в наки­ну­той на пле­чи льви­ной шку­ре, лапы кото­рой завя­за­ны узлом на его груди. Голо­ву пок­ры­ва­ет льви­ная мор­да. Пра­вой рукой Ком­мод дер­жит поло­жен­ную на пле­чо дубин­ку, в левой — ябло­ки Гес­пе­рид. Лицо, обрам­лен­ное пыш­ной шап­кой волос и корот­кой вью­щей­ся боро­дой, напо­ми­на­ет порт­ре­ты Мар­ка Авре­лия. Гла­за полу­при­кры­ты верх­ни­ми века­ми, но зрач­ки про­бу­рав­ле­ны глуб­же, бла­го­да­ря чему взгляд кажет­ся осо­бен­но выра­зи­тель­ным. Силь­но поли­ро­ва­ны обна­жен­ные части тела. Созда­ет­ся живо­пис­ный кон­траст глад­кой и бле­стя­щей кожи лица с кру­ты­ми завит­ка­ми волос и боро­ды, глу­бо­ко рас­чле­нен­ны­ми вре­за­ми бура­ва.

«Он имел про­пор­цио­наль­ное тело­сло­же­ние, но выра­же­ние лица было тупое, как у пья­ниц, и речь бес­по­рядоч­на. Его воло­сы были все­гда вык­ра­ше­ны и при­пуд­ре­ны золотым порош­ком. Он застав­лял под­па­ли­вать себе воло­сы и боро­ду, так как боял­ся брит­вы» (Лам­при­дий, Ком­мод, 17).

Бро­са­ет­ся в гла­за несоот­вет­ст­вие боль­шо­го бюста, почти полу­фи­гу­ры, и хруп­кой рез­ной под­став­ки, на кото­рой он поко­ит­ся. Под­став­ка пред­став­ля­ет собой шар — сим­вол Все­лен­ной, — на кото­ром лежат два пере­кре­щи­ваю­щих­ся рога изоби­лия — сим­вол Фор­ту­ны. Меж­ду ними — щит с рельеф­ной голо­вой Гор­го­ны. По сто­ро­нам шара нахо­ди­лись две фигу­ры коле­но­пре­кло­нен­ных ама­зо­нок, из кото­рых сох­ра­ни­лась лишь левая. В целом порт­рет Ком­мо­да, выпол­нен­ный око­ло 190 года н. э., отли­ча­ет­ся изыс­кан­ной манер­но­стью, утон­чен­но­стью тех­ни­ки обра­бот­ки мра­мо­ра. Если лицо Ком­мо­да выпол­не­но еще в тра­ди­ци­ях более ран­не­го анто­ни­нов­ско­го порт­ре­та, то пост­ро­е­ние всей скульп­ту­ры гово­рит о пол­ном нару­ше­нии этих тра­ди­ций.


Источники:
ENGLISH

Вы можете отметить интересные вам фрагменты текста, которые будут доступны по уникальной ссылке в адресной строке браузера.

Ключевые слова: мрамор портрет бюст Коммода в образе Геркулеса римский император Коммод Геракл Геркулес яблоки гесперид шкура льва дубина земной шар глобус рог изобилия Инв № MC 1120