Обнаженный эфеб (т. н. «Критиев юноша»)
Мрамор. После 480 г. до н. э.Инв. № Acr. 698.Афины, Новый музей Акрополя. Фото: И. А. Шурыгин

Обнаженный эфеб (т. н. «Критиев юноша»).

Мрамор. После 480 г. до н. э.
Инв. № Acr. 698.

Афины, Новый музей Акрополя.

Происхождение:
Рас­коп­ки афин­ско­го Акро­по­ля. Торс был обна­ру­жен в 1866 г., голо­ва же была най­де­на спу­стя 23 года в позд­ней­шем слое раз­ру­ше­ний эпо­хи Пер­сид­ских войн.

Описание:
Для атти­че­ско­го искус­ства пери­од, насту­пив­ший после Пер­сид­ских войн, стал эрой осво­е­ния новых форм, спо­соб­ных выра­зить дух геро­из­ма. Скуль­п­то­ры ото­шли от жест­ких, застыв­ших поз чело­ве­че­ских фигур и нача­ли пере­но­сить вес тела на одну ногу — это яви­лось фун­да­мен­таль­ным изме­не­ни­ем, кото­рое при­ве­ло в дви­же­ние и осталь­ные конеч­но­сти (chiasmos, contrapposto). Тем самым им уда­лось сооб­щать сво­им про­из­веде­ни­ям боль­ше живо­сти, мощи и пла­стич­но­сти. Этот новый стиль полу­чил услов­ное наз­ва­ние «стро­го­го» — по при­чине доволь­но стро­го­го выра­же­ния лиц, сме­нив­ше­го «арха­и­че­скую улыб­ку». Это пере­ход­ный стиль в скульп­ту­ре меж­ду арха­и­че­ским и клас­си­че­ским. Он отра­жа­ет новый взгляд на жизнь после бури Пер­сид­ских войн и уста­нов­ле­ния демо­кра­тии. В новых скульп­тур­ных про­из­веде­ни­ях ока­за­лись пред­став­лен­ны­ми не толь­ко боги, но и люди, пре­иму­ще­ст­вен­но, атле­ты. Состя­за­ние (agon) на бего­вой дорож­ке, в сра­же­нии и прак­ти­че­ски в любом виде чело­ве­че­ской дея­тель­но­сти ста­ло клю­че­вой темой гре­че­ской мыс­ли.

Одной из самых извест­ных ста­туй моло­дых атле­тов, и самым харак­тер­ным про­из­веде­ни­ем «стро­го­го сти­ля» явля­ет­ся «Кри­ти­ев юно­ша», полу­чив­ший наз­ва­ние по име­ни скуль­п­то­ра Кри­тия, кото­рый, по обще­му мне­нию, его создал. Пла­сти­ка и дви­же­ние в нем соче­та­ют­ся с серь­ез­ным выра­же­ни­ем лица.

В этом же сти­ле выпол­не­ны голо­ва «Бело­ку­ро­го эфе­ба», торс луч­ни­ка, Афи­на Анге­ли­то­са, Афи­на Эрга­на, рельеф «Заду­мав­ша­я­ся Афи­на» и про­из­веде­ния, выстав­лен­ные в экс­по­зи­ции музея на вит­рине № 28, сре­ди кото­рых выде­ля­ет­ся брон­зо­вый «Маль­чик с дель­фи­ном». В том же пери­о­де брон­за в каче­стве мате­ри­а­ла для изготов­ле­ния круп­ной скульп­ту­ры ста­ла менее популяр­ной, чем мра­мор: об этом свиде­тель­ст­ву­ют мно­го­чис­лен­ные под­пи­сан­ные цоко­ли для брон­зо­вых скульп­тур, най­ден­ные на Акро­по­ле. Мра­мор­ные осно­ва­ния сох­ра­ни­лись в грудах облом­ков, тогда как ста­туи были пере­плав­ле­ны на металл.

Acropolis Museum, guide.

Источники:
© 2014 г. Фото: И. А. Шурыгин.
Данные: музейная аннотация.
© 2014 г. Описание: музейный путеводитель.
© 2014 г. Перевод: И. А. Шурыгин
Ключевые слова: скульптура скульптурный sculptura греция grecia graecia hellas статуя statua statuae мрамор статуя скульптура юноши критиев юноша атлет эфеб курос критий несиот инв № acr. 698