Голова Диоклетиана.

Мрамор. Кон. III в.

Рим, Вилла Дориа-Памфили.

Описание:
Пер­вым, дей­ст­ви­тель­но все­силь­ным импе­ра­то­ром, сумев­шим, в отли­чие от сво­их мно­го­чис­лен­ных пред­ше­ст­вен­ни­ков, не толь­ко захва­тить власть, но и удер­жать ее в тече­ние два­дца­ти лет, был Дио­кле­ти­ан. Сох­ра­нив­ши­е­ся его порт­ре­ты дают пред­став­ле­ние как об этом, несо­мнен­но, неза­у­ряд­ном чело­ве­ке, так и о харак­те­ре порт­рет­но­го искус­ства его вре­ме­ни.

Один из наи­бо­лее совер­шен­ных порт­ре­тов Дио­кле­ти­а­на — голо­ва ста­туи тога­ту­са из собра­ния вил­лы Дориа-Пам­фи­ли в Риме, под­верг­ша­я­ся пере­ра­бот­ке в новое вре­мя: уда­ле­на наки­ну­тая на голо­ву тога, поверх­ность голо­вы была пок­ры­та мел­ки­ми насеч­ка­ми, ими­ти­ру­ю­щи­ми корот­ко ост­ри­жен­ные воло­сы. Лицо чище­но, но чер­ты его не иска­же­ны и сох­ра­ни­ли свою выра­зи­тель­ность. Перед нами изо­бра­же­ние суро­во­го и зака­лен­но­го вои­на, пере­дан­ное сред­ства­ми скульп­тур­ной леп­ки форм. Плот­но сжа­тые губы, рез­кий излом бро­вей, глу­бо­кие склад­ки у носа свиде­тель­ст­ву­ют о силь­ной воле и неза­у­ряд­ном харак­те­ре. Лег­кий налет стра­да­ния, сооб­ща­е­мый мор­щин­ка­ми на лбу и пере­но­си­це, ста­но­вит­ся уже при­выч­ным стан­дар­том, при­су­щим этим порт­ре­там, он не свя­зан с харак­те­ром изо­бра­жен­но­го. При этом порт­рет, несо­мнен­но, инди­видуа­лен — об этом гово­рит асим­мет­рия в пост­ро­е­нии лица, харак­тер­ная фор­ма изо­гну­то­го рта. Осо­бен­но важ­на трак­тов­ка глаз, широ­ко рас­став­лен­ных, с нави­саю­щи­ми верх­ни­ми века­ми и чет­ким внут­рен­ним рисун­ком, при­даю­щим взгляду осо­бую при­сталь­ность. Такой взгляд повы­ша­ет эмо­цио­наль­ную выра­зи­тель­ность силь­но­го, еще живо пере­дан­но­го лица, но в то же вре­мя сооб­ща­ет ему эле­мент непо­движ­ной напря­жен­но­сти.


Источники:
Ключевые слова: мрамор портрет голова римский император Диоклетиан