Скульптурная группа «Тираноубийцы» (Гармодий и Аристогитон).

Мрамор. Римская работа II в. н. э. по образцу Крития и Несиота 477—476 гг. до н. э.
Инв. №№ 6009, 6010.

Неаполь, Национальный археологический музей.

Происхождение:
Пред­по­ло­жи­тель­но, из вил­лы Адри­а­на в Тиво­ли.

Описание:
СКУЛЬПТУРНАЯ ГРУППА «ТИРАНОУБИЙЦЫ»

В 514 г. до н. э. во вре­мя Боль­ших Пана­фи­ней Ари­сто­ги­тон и юно­ша Гар­мо­дий уби­ли Гип­пар­ха, бра­та Гип­пия, тира­на Афин, рядом со свя­ти­ли­щем Лей­о­ко­рей­он (Фукидид, 6.57.3). Оба тира­но­убий­цы погиб­ли. В кон­це эпо­хи тира­нии (510 г.) их посту­пок при­об­рел поли­ти­че­ский сим­во­лизм. В кон­тек­сте демо­кра­ти­че­ских реформ Кли­сфе­на (508/507 г. до н. э.), или, соглас­но дру­гой точ­ке зре­ния, после Мара­фон­ской бит­вы (490 г.) афи­няне поста­ви­ли на Древ­ней аго­ре скульп­тур­ную груп­пу «Тира­но­убий­цы» работы скуль­п­то­ра Анте­но­ра. При раз­ру­ше­нии Афин пер­са­ми (480 г.), Ксеркс I пере­вез скульп­тур­ную груп­пу в Пер­сию в каче­стве тро­фея.

После победы афи­нян в мор­ском сра­же­нии при Сала­мине, скуль­п­то­ры Кри­тий и Несиот созда­ли новую скульп­тур­ную груп­пу, кото­рая в 477/476 г. была уста­нов­ле­на на Аго­ре близ Пана­фи­ней­ско­го пути. Эта вто­рая брон­зо­вая груп­па, впо­след­ст­вии так­же утра­чен­ная, извест­на по мно­го­чис­лен­ным изо­бра­же­ни­ям на пана­фи­ней­ских амфо­рах, моне­тах, мра­мор­ном троне, а так­же по рим­ским мра­мор­ным копи­ям, из кото­рых прак­ти­че­ски пол­но­стью сох­ра­ни­лась груп­па, выстав­лен­ная в неа­по­ли­тан­ском архео­ло­ги­че­ском музее. Ее харак­тер­ны­ми чер­та­ми явля­ют­ся суро­вость и урав­но­ве­шен­ность ком­по­зи­ции, муже­ст­вен­ность дви­же­ния, реа­лизм в переда­че дета­лей и серьез­ное выра­же­ние лиц — при­зна­ки, поз­во­ля­ю­щие отне­сти этот шедевр к пери­о­ду стро­го­го сти­ля, когда, соб­ст­вен­но, и был создан ори­ги­нал.

Оба муж­чи­ны пред­став­ле­ны обна­жен­ны­ми геро­я­ми с выну­ты­ми из ножен меча­ми, уст­ре­мив­ши­ми­ся впе­ред в готов­но­сти убить тира­на. Стар­ший из них, Ари­сто­ги­тон, более сдер­жан в сво­их чув­ствах, тогда как моло­дой Гар­мо­дий пере­пол­нен энер­ги­ей. Зри­тель, встав перед груп­пой, ока­зы­ва­ет­ся на месте жерт­вы убийц.

Необы­чай­ная важ­ность поли­ти­че­ских смыс­лов, свя­зан­ных с этой скульп­ту­рой, под­твер­жда­ет­ся фак­том воз­вра­ще­ния Алек­сан­дром Вели­ким (либо Селев­ком I Ника­то­ром, либо Антиохом I Соте­ром) похи­щен­но­го пер­са­ми ори­ги­на­ла работы Анте­но­ра обрат­но в Афи­ны в кон­це IV в. до н. э. или несколь­ко позд­нее, и уста­нов­ки его на Аго­ре рядом с груп­пой Кри­тия и Несиота.

Исто­рия груп­пы «Тира­но­убий­цы» явля­ет­ся пер­вым в исто­рии зафик­си­ро­ван­ным при­ме­ром репа­три­а­ции скульп­ту­ры. Сим­во­ли­зи­руя борь­бу с тира­ни­ей, она яви­лась пер­вым в Евро­пе мону­мен­том, несу­щим поли­ти­че­ский смысл, уста­нов­лен­ным в обще­ст­вен­ном месте.

Аннота­ция к скульп­ту­ре на вре­мен­ной выстав­ке в Нацио­наль­ном архео­ло­ги­че­ском музее Афин.

Источники:
© 2014 г. Фото: И. Ш.
Данные: музейная аннотация.
ENGLISH

Вы можете отметить интересные вам фрагменты текста, которые будут доступны по уникальной ссылке в адресной строке браузера.

Ключевые слова: мрамор мраморная скульптурная группа тираноубийцы Гармодий Аристогитон Критий Несиот вилла Адриана Тиволи Инв № 6009 6010