Скульптурная группа «Тираноубийцы» (Гармодий и Аристогитон)
Мрамор.
Римская работа II в. н. э. по образцу Крития и Несиота 477—476 гг. до н. э.
Инв. №№ 6009 / 6010.Неаполь, Национальный археологический музей Фото: И. А. Шурыгин

Скульптурная группа «Тираноубийцы» (Гармодий и Аристогитон).

Мрамор.
Римская работа II в. н. э. по образцу Крития и Несиота 477—476 гг. до н. э.
Инв. №№ 6009 / 6010.

Неаполь, Национальный археологический музей.

Тиволи, Вилла Адриана.
Происхождение:
Пред­по­ло­жи­тель­но, из вил­лы Адри­а­на в Тиво­ли.

Описание:
СКУЛЬПТУРНАЯ ГРУППА «ТИРАНОУБИЙЦЫ»

В 514 г. до н. э. во вре­мя Боль­ших Пана­фи­ней Ари­сто­ги­тон и юно­ша Гар­мо­дий уби­ли Гип­пар­ха, бра­та Гип­пия, тира­на Афин, рядом со свя­ти­ли­щем Лей­о­ко­рей­он (Фукидид, 6.57.3). Оба тира­но­убий­цы погиб­ли. В кон­це эпо­хи тира­нии (510 г.) их посту­пок при­об­рел поли­ти­че­ский сим­во­лизм. В кон­тек­сте демо­кра­ти­че­ских реформ Кли­сфе­на (508/507 г. до н. э.), или, соглас­но дру­гой точ­ке зре­ния, после Мара­фон­ской бит­вы (490 г.) афи­няне поста­ви­ли на Древ­ней аго­ре скульп­тур­ную груп­пу «Тира­но­убий­цы» работы скуль­п­то­ра Анте­но­ра. При раз­ру­ше­нии Афин пер­са­ми (480 г.), Ксеркс I пере­вез скульп­тур­ную груп­пу в Пер­сию в каче­стве тро­фея.

После победы афи­нян в мор­ском сра­же­нии при Сала­мине, скуль­п­то­ры Кри­тий и Несиот созда­ли новую скульп­тур­ную груп­пу, кото­рая в 477/476 г. была уста­нов­ле­на на Аго­ре близ Пана­фи­ней­ско­го пути. Эта вто­рая брон­зо­вая груп­па, впо­след­ст­вии так­же утра­чен­ная, извест­на по мно­го­чис­лен­ным изо­бра­же­ни­ям на пана­фи­ней­ских амфо­рах, моне­тах, мра­мор­ном троне, а так­же по рим­ским мра­мор­ным копи­ям, из кото­рых прак­ти­че­ски пол­но­стью сох­ра­ни­лась груп­па, выстав­лен­ная в неа­по­ли­тан­ском архео­ло­ги­че­ском музее. Ее харак­тер­ны­ми чер­та­ми явля­ют­ся суро­вость и урав­но­ве­шен­ность ком­по­зи­ции, муже­ст­вен­ность дви­же­ния, реа­лизм в пере­да­че дета­лей и серь­ез­ное выра­же­ние лиц — при­зна­ки, поз­во­ля­ю­щие отне­сти этот шедевр к пери­о­ду стро­го­го сти­ля, когда, соб­ст­вен­но, и был создан ори­ги­нал.

Оба муж­чи­ны пред­став­ле­ны обна­жен­ны­ми геро­я­ми с выну­ты­ми из ножен меча­ми, уст­ре­мив­ши­ми­ся впе­ред в готов­но­сти убить тира­на. Стар­ший из них, Ари­сто­ги­тон, более сдер­жан в сво­их чув­ствах, тогда как моло­дой Гар­мо­дий пере­пол­нен энер­ги­ей. Зри­тель, встав перед груп­пой, ока­зы­ва­ет­ся на месте жерт­вы убийц.

Необы­чай­ная важ­ность поли­ти­че­ских смыс­лов, свя­зан­ных с этой скульп­ту­рой, под­твер­жда­ет­ся фак­том воз­вра­ще­ния Алек­сан­дром Вели­ким (либо Селев­ком I Ника­то­ром, либо Антиохом I Соте­ром) похи­щен­но­го пер­са­ми ори­ги­на­ла работы Анте­но­ра обрат­но в Афи­ны в кон­це IV в. до н. э. или несколь­ко позд­нее, и уста­нов­ки его на Аго­ре рядом с груп­пой Кри­тия и Несиота.

Исто­рия груп­пы «Тира­но­убий­цы» явля­ет­ся пер­вым в исто­рии зафик­си­ро­ван­ным при­ме­ром репа­три­а­ции скульп­ту­ры. Сим­во­ли­зи­руя борь­бу с тира­ни­ей, она яви­лась пер­вым в Евро­пе мону­мен­том, несу­щим поли­ти­че­ский смысл, уста­нов­лен­ным в обще­ст­вен­ном месте.

Аннота­ция к скульп­ту­ре на вре­мен­ной выстав­ке в Нацио­наль­ном архео­ло­ги­че­ском музее Афин (2014)

Источники:
© 2014 г. Фото: И. А. Шурыгин.
Данные: музейная аннотация.
Ключевые слова: портрет портреты портретный портретная греческий деятель грек греки тираноубийца аристогитон аристогитона aristogeiton гармодий гармодия harmodius harmodios мужской мужская мужчины мужчина обнаженная статуя скульптура скульптурный sculptura римский римская римские скульптурная группа копия статуи statua statuae стоящая меч ensis тиволи вилла адриана villa hadriana борода бородатый barba barbatum хламида в хламиде chlamys обнаженный тираноубийцы тираноубийц тираноборцы тираноборцев tyrannicides скульптор критий крития kritios несиот несиота nesiotes инв № 6009 6010