Римская работа II в. н. э. по образцу Крития и Несиота 477—476 гг. до н. э.Инв. №№ 6009 / 6010.Неаполь, Национальный археологический музей Фото: И. А. Шурыгин
Скульптурная группа «Тираноубийцы» (Гармодий и Аристогитон).
Римская работа II в. н. э. по образцу Крития и Несиота 477—476 гг. до н. э.
Неаполь, Национальный археологический музей.
В 514 г. до н. э. во время Больших Панафиней Аристогитон и юноша Гармодий убили Гиппарха, брата Гиппия, тирана Афин, рядом со святилищем Лейокорейон (Фукидид, 6.57.3). Оба тираноубийцы погибли. В конце эпохи тирании (510 г.) их поступок приобрел политический символизм. В контексте демократических реформ Клисфена (508/507 г. до н. э.), или, согласно другой точке зрения, после Марафонской битвы (490 г.) афиняне поставили на Древней агоре скульптурную группу «Тираноубийцы» работы скульптора Антенора. При разрушении Афин персами (480 г.), Ксеркс I перевез скульптурную группу в Персию в качестве трофея.
После победы афинян в морском сражении при Саламине, скульпторы Критий и Несиот создали новую скульптурную группу, которая в 477/476 г. была установлена на Агоре близ Панафинейского пути. Эта вторая бронзовая группа, впоследствии также утраченная, известна по многочисленным изображениям на панафинейских амфорах, монетах, мраморном троне, а также по римским мраморным копиям, из которых практически полностью сохранилась группа, выставленная в неаполитанском археологическом музее. Ее характерными чертами являются суровость и уравновешенность композиции, мужественность движения, реализм в передаче деталей и серьезное выражение лиц — признаки, позволяющие отнести этот шедевр к периоду строгого стиля, когда, собственно, и был создан оригинал.
Оба мужчины представлены обнаженными героями с вынутыми из ножен мечами, устремившимися вперед в готовности убить тирана. Старший из них, Аристогитон, более сдержан в своих чувствах, тогда как молодой Гармодий переполнен энергией. Зритель, встав перед группой, оказывается на месте жертвы убийц.
Необычайная важность политических смыслов, связанных с этой скульптурой, подтверждается фактом возвращения Александром Великим (либо Селевком I Никатором, либо Антиохом I Сотером) похищенного персами оригинала работы Антенора обратно в Афины в конце IV в. до н. э. или несколько позднее, и установки его на Агоре рядом с группой Крития и Несиота.
История группы «Тираноубийцы» является первым в истории зафиксированным примером репатриации скульптуры. Символизируя борьбу с тиранией, она явилась первым в Европе монументом, несущим политический смысл, установленным в общественном месте.
Данные: музейная аннотация.