Август
Белый мрамор. Эпоха Августа.Инв. № 66 (1848 г.).Рим, Галерея Колонна. Фото: И. А. Шурыгин

Август.

Белый мрамор. Эпоха Августа.
Инв. № 66 (1848 г.).

Рим, Галерея Колонна.

Описание:
Голо­ва Авгу­ста на бюсте совре­мен­ной работы.

Белый мра­мор. Общая высота 0,843 м; высота голо­вы от макуш­ки до линии отло­ма шеи 0,285 м; высота от макуш­ки до под­бо­род­ка 0,26 м.

Реста­ври­ро­ва­ны: нос; кро­ме заты­лоч­ной обла­сти, шту­ка­тур­ной сме­сью реста­ври­ро­ва­ны лоб, над­бро­вья, губы, под­бо­ро­док, несколь­ко участ­ков левой щеки; повреж­де­ны пра­вое ухо и моч­ка лево­го. На бюсте име­ют­ся две длин­ные попе­ре­ч­ные тре­щи­ны: одна рас­по­ло­же­на парал­лель­но склад­кам нис­хо­дя­щей части палуда­мен­ту­ма в обла­сти пра­во­го пле­ча, дру­гая про­хо­дит попе­рек от фибу­лы до лево­го пле­ча; на палуда­мен­ту­ме име­ют­ся ско­лы.

Про­ис­хож­де­ние: неиз­вест­но.

Доку­мен­ты, инвен­тар­ные запи­си, ката­ло­ги: инв. 1818 г., № 213; инв. после 1825 г., № c. 15; инв. 1848 г., № 66; кат. 1900 г., № 22; кат. 1937 г., № 105; Decr. VPI 1947, № 62.

Антич­ные голо­ва и шея уста­нов­ле­ны на бюсте, сто­я­щем на осно­ва­нии с кар­ту­ша­ми, состав­ля­ю­щем еди­ное целое с под­став­кой. Совре­мен­ная фак­ту­ра бюста осо­бен­но про­яв­ля­ет­ся в ниж­ней его части и в фор­ме склад­ки палуда­мен­ту­ма, нис­па­даю­щей с лево­го пле­ча, а так­же в необыч­но­сти дра­пи­ров­ки туни­ки на пра­вом пле­че.

Для порт­ре­та харак­тер­на под­черк­ну­тая сим­мет­рия как черт лица, так и локо­нов при­чес­ки. Лицо трак­ту­ет­ся широ­ки­ми ров­ны­ми участ­ка­ми: ров­ные щеки, боль­шие гла­за с глаз­ны­ми ябло­ка­ми, высту­паю­щи­ми из-под слег­ка изо­гну­тых над­бро­вий, веки широ­ко рас­кры­ты. Угол­ки рта, обра­зо­ван­но­го почти не высту­паю­щи­ми губа­ми, направ­ле­ны кни­зу; кон­тур челю­сти при­да­ет ей мас­сив­ность. Локо­ны ком­пакт­ные, плот­но при­ле­жат к поверх­но­сти лба, корот­кие и акку­рат­но под­ров­нен­ные, с чет­ки­ми кон­чи­ка­ми; на шее локо­ны рас­хо­дят­ся, фор­ми­руя звездо­об­раз­ный рису­нок. На лбу, почти в цен­тре, локо­ны обра­зу­ют рису­нок, напо­ми­наю­щий хвост русал­ки, тогда как на боко­вых поверх­но­стях голо­вы они спус­ка­ют­ся ров­ны­ми ряда­ми.

По рас­по­ло­же­нию локо­нов голо­ва может быть иден­ти­фи­ци­ро­ва­на как реп­ли­ка порт­ре­та Авгу­ста, отно­ся­ще­го­ся к типу При­ма Пор­та, пред­по­ло­жи­тель­но, вос­хо­дя­ще­го в сво­ем кано­ни­че­ском виде к пери­о­ду после 27 г. до н. э., когда, види­мо, он был создан под вли­я­ни­ем ново­го поли­ти­че­ско­го кур­са на государ­ст­вен­ные пре­об­ра­зо­ва­ния, про­во­ди­мо­го Авгу­стом, а так­же иск­лю­чи­тель­ных поче­стей, ока­зан­ных ему Сена­том.

Полу­чи­ло при­зна­ние пред­по­ло­же­ние о том, что моде­лью для дан­но­го типа послу­жи­ла голо­ва дори­фо­ра работы Поли­кле­та, у кото­рой были заим­ст­во­ва­ны иде­аль­ные про­пор­ции, ком­пакт­ная струк­ту­ра чере­па, про­филь век и над­бров­ных дуг, а так­же такие осо­бен­но­сти при­чес­ки, как сер­по­вид­ная фор­ма локо­нов с харак­тер­ны­ми крюч­ко­вид­ны­ми кон­чи­ка­ми, их рас­по­ло­же­ние на темен­ных обла­стях, а так­же обра­зо­ва­ние ими фигур хво­ста русал­ки на лбу и звезды на затыл­ке.

L. Musso

Источники:
© 2014 г. Фото: И. А. Шурыгин.
Данные: Catalogo della Galleria Colonna. Sculture. Bramante Editrice, 1990. С. 193—195, кат. № 104.
© 2014 г. Перевод с итал.: И. А. Шурыгин

комм.
Ключевые слова: скульптура скульптурный sculptura рим имперский портрет римский император октавиан август octavianus augustus октавиана августа imperator octavianus augustus юлии-клавдии династия юлиев-клавдиев iulio-claudia iulii-claudii julii-claudii портрет портреты римский портрет голова белый мрамор портрет бюст голова военный плащ палудаментум paludamentum инв № 66 (1848 г.)