Бюст Каракаллы
Мрамор.
Ок. 215 г.
Берлин, Государственные музеи.

Бюст Каракаллы.

Мрамор.
Ок. 215 г.

Берлин, Государственные музеи.

Описание:
Если в жен­ских порт­ре­тах эпо­хи Севе­ров появ­ля­ют­ся новые чер­ты, то осо­бен­но яркое вопло­ще­ние новый стиль полу­чил в порт­ре­тах сына и пре­ем­ни­ка Сеп­ти­мия Севе­ра, Мар­ка Авре­лия Анто­ни­на, про­зван­но­го Кара­кал­лой (211—217 гг. н. э.). Он полу­чил имя Кара­кал­лы от наз­ва­ния спус­каю­ще­го­ся до пят оде­я­ния, кото­рое он разда­вал наро­ду (Элий Спар­ти­ан, Анто­нин Кара­кал­ла, IX, 7). Он любил похо­ды и сол­дат, меч­тал о миро­вом гос­под­стве, о сла­ве Алек­санд­ра Македон­ско­го. Но вла­сто­лю­бие, непо­мер­ная жад­ность, жесто­кость и подо­зри­тель­ность Кара­кал­лы созда­ли ему репу­та­цию одно­го из самых мрач­ных тира­нов. «Жесто­чай­ший чело­век... бра­то­убий­ца и кро­во­сме­си­тель, враг отца, мате­ри и бра­та...» так харак­те­ри­зу­ет Кара­кал­лу исто­рик нача­ла IV века н. э. (Элий Спар­ти­ан, Анто­нин Кара­кал­ла, XI, 5). Веро­ят­но, исто­ри­ки несколь­ко сгу­сти­ли крас­ки, а может быть, такая харак­те­ри­сти­ка соот­вет­ст­во­ва­ла дей­ст­ви­тель­но­сти, но ею не исчер­пы­ва­ет­ся зна­че­ние дея­тель­но­сти Кара­кал­лы как пра­ви­те­ля. Он про­дол­жал поли­ти­ку послед­не­го из Анто­ни­нов — импе­ра­то­ра Ком­мо­да и сво­его отца Сеп­ти­мия Севе­ра: под­держ­ку горо­дов, армии, сред­не­го и мел­ко­го зем­ле­вла­де­ния и рабо­вла­де­ния — про­тив сос­ло­вия сена­то­ров и про­тив инте­ре­сов вла­дель­цев саль­ту­сов (круп­ных име­ний вне город­ских терри­то­рий). Но ввиду все рас­ту­щих труд­но­стей Кара­кал­ла при­ни­мал экс­трен­ные меры, чтобы содер­жать армию и вести вой­ны. Он жесто­ко рас­прав­лял­ся с круп­ны­ми зем­ле­вла­дель­ца­ми, уси­лил кон­фис­ка­ции земель, уве­ли­чил нало­го­вый пресс и тем ухуд­шил поло­же­ние горо­дов, чем вызвал недо­воль­ство насе­ле­ния. Он вел успеш­ную вой­ну в Гер­ма­нии, сра­жал­ся с пле­ме­на­ми кар­пов и языг­ов на Дунае. В 216 году он высту­пил в поход про­тив пар­фян, но вес­ной 217 года был убит заго­вор­щи­ка­ми. Лич­ность Кара­кал­лы явля­ет­ся порож­де­ни­ем эпо­хи — слож­ной, про­ти­во­ре­чи­вой, пол­ной кро­ва­вых столк­но­ве­ний и тра­ги­че­ских ситу­а­ций, когда начи­на­лась мучи­тель­ная аго­ния ста­ро­го мира и зарож­дал­ся новый фео­даль­ный порядок. В порт­ре­те Кара­кал­лы из Государ­ст­вен­ных музеев Бер­ли­на запе­чат­лен образ чело­ве­ка силь­но­го, злоб­но­го и пре­ступ­но­го. Сдви­ну­тые бро­ви, избо­рож­ден­ный мор­щи­на­ми лоб, подо­зри­тель­ный испо­д­ло­бья взгляд, чув­ст­вен­ные губы пора­жа­ют силой харак­те­ри­сти­ки. Креп­кая голо­ва поса­же­на на тол­стую муску­ли­стую шею. Кру­тые завит­ки волос плот­но при­жа­ты к голо­ве и под­чер­ки­ва­ют ее круг­лую фор­му. Они не име­ют деко­ра­тив­но­го харак­те­ра, как в пред­ше­ст­ву­ю­щий пери­од. Пере­да­на лег­кая асим­мет­рия с. 74 лица: пра­вый глаз мень­ше и поме­щен ниже лево­го, линия рта ско­ше­на. Скуль­п­тор, создав­ший этот порт­рет, вла­дел всем богат­ст­вом вир­ту­оз­ной тех­ни­ки обра­бот­ки мра­мо­ра, кото­рой обла­да­ли масте­ра позд­не­ан­то­ни­нов­ско­го вре­ме­ни; все его уме­ние было направ­ле­но на созда­ние про­из­веде­ния, пере­даю­ще­го с пре­дель­ной выра­зи­тель­но­стью физи­че­ские и пси­хи­че­ские осо­бен­но­сти лич­но­сти Кара­кал­лы.

Отказ от сло­жив­ших­ся в эпо­ху Анто­ни­нов типов порт­ре­тов, в кото­рых все­гда нали­че­ст­во­вал эле­мент иде­а­ли­за­ции, тен­ден­ция к бес­по­щад­ной прав­ди­во­сти, стрем­ле­ние най­ти и пере­дать самую сущ­ность порт­ре­ти­ру­е­мо­го, обна­жить ее, не оста­нав­ли­ва­ясь перед ее порою отри­ца­тель­ны­ми и даже оттал­ки­ваю­щи­ми чер­та­ми, — тако­вы осо­бен­но­сти ново­го направ­ле­ния в скульп­тур­ном порт­ре­те нача­ла III века н. э.

Подоб­ное раз­об­ла­чаю­щее изо­бра­же­ние, как порт­рет Кара­кал­лы, мог­ло воз­ник­нуть в пери­од жесто­кой борь­бы, про­ис­хо­див­шей в то вре­мя, когда успех зави­сел толь­ко от лич­ных качеств чело­ве­ка, а иде­а­лы дол­га, чести и бла­го­род­ства, в кото­рые ряди­лись дея­те­ли I и II веков, отпа­ли, как ненуж­ная мишу­ра. Теперь бес­по­щад­но прав­ди­вый образ слу­жил для утвер­жде­ния лич­но­сти импе­ра­то­ра так же, как рань­ше этой цели слу­жи­ли иде­а­ли­зи­ру­ю­щие порт­ре­ты. Для нача­ла III века харак­тер­но раз­но­об­ра­зие в реше­нии про­блем выра­зи­тель­но­го реа­ли­сти­че­ско­го порт­ре­та.


Источники:
© Фото, текст: Н. Н. Бритова, Н. М. Лосева, Н. А. Сидорова. Римский скульптурный портрет. М., «Искусство», 1975, с. 73—74, илл. 123.
Ключевые слова: скульптура скульптурный sculptura римский римская римские имперский римский император каракалла септимий бассиан каракалл каракаллы imperator lucius septimius bassianus caracalla портрет портреты римский бюст династия северов северы domus severana мрамор портрет бюст каракаллы римский император септимий бассиан каракалл каракалла военный плащ палудаментум перевязь