Апоксиомен
Мрамор.
Римская копия I в. н. э. с бронзового оригинала Лисиппа ок. 320 г. до н. э.
Инв. № 1185.Рим, Ватиканские музеи, Музей Пия—Климента, Кабинет Апоксиомена, 42. Фото: И. А. Шурыгин

Апоксиомен.

Мрамор.
Римская копия I в. н. э. с бронзового оригинала Лисиппа ок. 320 г. до н. э.
Инв. № 1185.

Рим, Ватиканские музеи, Музей Пия—Климента, Кабинет Апоксиомена, 42.

Происхождение:
Из Тра­сте­ве­ре, vicolo dell’Atleta, 1849 г.

Описание:

GA 42. Ста­туя Апок­сио­ме­на (fig. 2)

Извест­ная скульп­тур­ная работа была най­де­на в 1849 г. в ходе рас­ко­пок дома эпо­хи импе­рии под пере­ул­ком дел­ле Паль­ме в Тра­сте­ве­ре, кото­рый с тех пор стал назы­вать­ся пере­ул­ком Атле­та (vicolo dell’Atleta). Наз­ва­ние «apoxyomenos» про­ис­хо­дит от гре­че­ско­го гла­го­ла, озна­чаю­ще­го «чистить», «очи­щать».

Атлет изо­бра­жен в момент, когда он счи­ща­ет с себя изо­гну­тым жело­бо­ва­тым инстру­мен­том (стри­ги­лем) избы­ток мас­ла, кото­рое он толь­ко что нанес на кожу из фла­кон­чи­ка, веро­ят­но, нахо­див­ше­го­ся в пра­вой руке. Кулач­ные бой­цы и бор­цы обиль­но ума­щи­ва­ли тела перед поедин­ком, что поз­во­ля­ло им выскаль­зы­вать из захва­тов про­тив­ни­ка и смяг­чать уда­ры в кулач­ном бою и пан­кра­ти­оне (соче­та­нии кулач­но­го боя и борь­бы).

Ста­туя счи­та­ет­ся рим­ской копи­ей, выпол­нен­ной из пен­те­лий­ско­го мра­мо­ра, ок. 50 г. н. э. по гре­че­ско­му брон­зо­во­му образ­цу, создан­но­му ок. 320 г. до н. э. вели­ким гре­че­ским скуль­п­то­ром Лисип­пом. Его нова­тор­ская работа при­об­ре­ла широ­кую сла­ву за изо­бра­же­ние фигу­ры в дви­же­нии, в момент пере­хо­да из одно­го устой­чи­во­го поло­же­ния в дру­гое, а так­же за тот про­рыв из ста­тич­но­го изо­бра­же­ния в одной плос­ко­сти, кото­рый совер­ша­ют руки атле­та, вытя­ну­тые впе­ред, в трех­мер­ное про­стран­ство.

Inv. 1185; A I p. 86 n° 67 tav. 11; H 254; G. Sacchi Lodispoto, in Bollettino dei Musei Comunali, XXXI, 1984, p. 3 e ss.; Pietrangeli 1988 p. 146; P. Moreno, La scultura ellenistica, Roma 1994, pp. 52, 151-152, 170, 312, 314, 318, 755, 759, figg. 44, 190, 938; P. Liverani, in P. Moreno (a cura di), Lisippo, l’arte e la fortuna, Milano 1995, pp. 196-205.

Джан­до­ме­ни­ко Спи­но­ла (1996)

Источники:
© 2014 г. Фото: И. А. Шурыгин.
2006 г. Текст: музейная табличка.
© 1996 г. Описание: G. Spinola. Guide cataloghi Musei Vaticani, 3. Il Museo Pio Clementino, 1. Città del Vaticano, Roma, 1996, с. 26, кат. № GA 42.
© 2015 г. Перевод с итал.: И. А. Шурыгин.
Ключевые слова: скульптура скульптурный sculptura римский римская римские копия статуя статуи statua statuae обнаженная стоящая мрамор атлет атлета athleta лисипп лисиппа lysippus lysippos стригиль скребок strigilis молодой молодого обнаженный мужчина апоксиомен апоксиомена apoxyomenos apoxyomenus ga 42 инв № 1185