Апоксиомен
Мрамор. Римская копия I в. н. э. с бронзового оригинала Лисиппа ок. 320 г. до н. э.Инв. № 1185.Рим, Ватиканские музеи, Музей Пия—Климента, Кабинет Апоксиомена, 42. Фото: И. А. Шурыгин

Апоксиомен.

Мрамор. Римская копия I в. н. э. с бронзового оригинала Лисиппа ок. 320 г. до н. э.
Инв. № 1185.

Рим, Ватиканские музеи, Музей Пия—Климента, Кабинет Апоксиомена, 42.

Происхождение:
Из Тра­сте­ве­ре, vicolo dell’Atleta, 1849 г.

Описание:
GA 42. Ста­туя Апок­сио­ме­на (fig. 2).

Извест­ная скульп­тур­ная работа была най­де­на в 1849 г. в ходе рас­ко­пок дома эпо­хи импе­рии под пере­ул­ком дел­ле Паль­ме в Тра­сте­ве­ре, кото­рый с тех пор стал назы­вать­ся пере­ул­ком Атле­та (vicolo dell’Atleta). Наз­ва­ние «apoxyomenos» про­ис­хо­дит от гре­че­ско­го гла­го­ла, озна­чаю­ще­го «чистить», «очи­щать».

Атлет изо­бра­жен в момент, когда он счи­ща­ет с себя изо­гну­тым жело­бо­ва­тым инстру­мен­том (стри­ги­лем) избы­ток мас­ла, кото­рое он толь­ко что нанес на кожу из фла­кон­чи­ка, веро­ят­но, нахо­див­ше­го­ся в пра­вой руке. Кулач­ные бой­цы и бор­цы обиль­но ума­щи­ва­ли тела перед поедин­ком, что поз­во­ля­ло им выскаль­зы­вать из захва­тов про­тив­ни­ка и смяг­чать уда­ры в кулач­ном бою и пан­кра­ти­оне (соче­та­нии кулач­но­го боя и борь­бы).

Ста­туя счи­та­ет­ся рим­ской копи­ей, выпол­нен­ной из пен­те­лий­ско­го мра­мо­ра, ок. 50 г. н. э. по гре­че­ско­му брон­зо­во­му образ­цу, создан­но­му ок. 320 г. до н. э. вели­ким гре­че­ским скуль­п­то­ром Лисип­пом. Его нова­тор­ская работа при­об­ре­ла широ­кую сла­ву за изо­бра­же­ние фигу­ры в дви­же­нии, в момент пере­хо­да из одно­го устой­чи­во­го поло­же­ния в дру­гое, а так­же за тот про­рыв из ста­тич­но­го изо­бра­же­ния в одной плос­ко­сти, кото­рый совер­ша­ют руки атле­та, вытя­ну­тые впе­ред, в трех­мер­ное про­стран­ство.

Inv. 1185; A I p. 86 n° 67 tav. 11; H 254; G. Sacchi Lodispoto, in Bollettino dei Musei Comunali, XXXI, 1984, p. 3 e ss.; Pietrangeli 1988 p. 146; P. Moreno, La scultura ellenistica, Roma 1994, pp. 52, 151-152, 170, 312, 314, 318, 755, 759, figg. 44, 190, 938; P. Liverani, in P. Moreno (a cura di), Lisippo, l’arte e la fortuna, Milano 1995, pp. 196-205.


Источники:
© 2014 г. Фото: И. А. Шурыгин.
Данные: музейная аннотация.
© 1996 г. Описание: G. Spinola. Guide cataloghi Musei Vaticani, 3. Il Museo Pio Clementino, 1. Città del Vaticano, Roma, 1996, с. 26, кат. № GA 42.
© 2015 г. Перевод с итал.: И. А. Шурыгин.

комм.
Ключевые слова: скульптура скульптурный sculptura римский римская римские римская копия статуя статуи statua statuae статуя статуи statua statuae мрамор статуя римская копия с бронзового оригинала лисиппа апоксиомен скульптор лисипп из сикиона молодой атлет скребок стригил стригиль strigilis apoxyomenos инв № 1185