Надгробная стела
Пентелийский мрамор.
Греция. Ок. 330 г. до н. э.
Инв. № C 23 est.Пиза, Кампосанто. Фото: И. А. Шурыгин

Надгробная стела.

Пентелийский мрамор.
Греция. Ок. 330 г. до н. э.
Инв. № C 23 est.

Пиза, Кампосанто.

Происхождение:
Полу­че­на Андреа Вак­ка в дар от паши, позд­нее пере­шла к семей­ству Мильот­ти.

Описание:
C 23 est. Высота 1,98 м; шири­на 1,16 м. Полу­че­на Андреа Вак­ка в дар от паши, позд­нее пере­шла к семей­ству Мильот­ти.

Гре­че­ская над­гроб­ная сте­ла из пен­те­лий­ско­го мра­мо­ра, сох­ра­нив­ша­я­ся частич­но. Име­ет пря­мо­уголь­ную вытя­ну­тую фор­му, обе боко­вые сто­ро­ны повреж­де­ны, отсут­ст­ву­ет голо­ва сто­я­ще­го пер­со­на­жа. Зна­чи­тель­но повреж­де­на поверх­ность голо­вы и левой руки сидя­щей фигу­ры.
Покой­ная сидит на фигур­ной ска­мье, повреж­ден­ной на треть высоты. Она изо­бра­же­на в полу­обо­ро­те, кото­рый под­чер­ки­ва­ет­ся рас­по­ло­же­ни­ем ниж­ней части тела и слег­ка высту­паю­щим левым коле­ном; левой рукой она дер­жит накид­ку, пок­ры­ваю­щую голо­ву — жест, харак­тер­ный для жен­щи­ны, всту­паю­щей в брак ( фигу­ри­ру­ет в древ­них мифах об иеро­га­мии - вступ­ле­нии в свя­щен­ный брак Геры). Ее воло­сы уло­же­ны вол­на­ми, как это мож­но видеть на мра­мор­ных голо­вах, выпол­нен­ных после­до­ва­те­ля­ми Пра­к­си­те­ля в кон­це IV – III в. до н. э. Рядом сто­ит слу­жан­ка или род­ст­вен­ни­ца с мла­ден­цем на руках. Она оде­та в хитон, на кото­рый наки­нут корот­кий гима­тий; мас­са эле­гант­ных скла­док хито­на, обрам­ля­ю­щих тре­уголь­ник лона и спус­каю­щих­ся вдоль ног, сво­им рисун­ком (ductus) напо­ми­на­ет оде­я­ние Афро­ди­ты из Фре­ж­ю­са (Aphrodite de Frejus).
Экс­прес­сив­ная пате­ти­ка, харак­тер­ная для стел IV в. и осо­бен­но вто­рой поло­ви­ны это­го века, глу­би­на релье­фа и пред­по­ла­гае­мое нали­чие либо кар­ни­за либо даже эди­ку­лы (обыч­ные эле­мен­ты оформ­ле­ния стел, начи­ная с IV в.), кото­рые впо­след­ст­вии были сби­ты, поз­во­ля­ют дати­ро­вать дан­ную сте­лу 330 годом до н. э. При­чес­ка покой­ной соот­вет­ст­ву­ет тако­вой на сте­ле из Палай­по­ли­са на ост­ро­ве Анд­ро (G. DESPINIS in Antike Plastik VII 1967 p. 81 ss.), кото­рая, одна­ко, отно­сит­ся к более ран­не­му вре­ме­ни, ок. 390 г до н. э. Одна­ко ритм наших фигур, как сто­я­щей, так и сидя­щей, их оче­вид­ная дина­мич­ность, а так­же оде­я­ние сто­я­щей фигу­ры поз­во­ля­ют нам отне­сти работу к более позд­не­му вре­ме­ни.
Наи­бо­лее близ­ки­ми ана­ло­га­ми в хро­но­ло­ги­че­ском отно­ше­нии явля­ют­ся над­гроб­ные афин­ские сте­лы Фили­на, Мне­си­стра­та и Дама­си­стра­та в фор­ме эди­кул, дати­ру­е­мые ок. 330 г. до н. э. (H.K.Susserott. Griechische Plastik des 4 Jahrb. v. Chr. Frankf. a.M. 1938 tavv. 20, 4; 21, 3 p.117 e p. 118 n. 121). Един­ст­вен­ной пол­но­стью сход­ной сте­лой пред­став­ля­ет­ся памят­ник Татои, пред­по­ло­жи­тель­но, работы Филосме­на.

Arias P. E., Gabba E., Cristiani E. Camposanto Monumentale di Pisa. Le Antichità. Pacini Editore, Pisa, 1977. P. 154-155.

Ср. с над­гроб­ной сте­лой из архео­ло­ги­че­ско­го музея в Пирее, дати­ро­ван­ной тем же вре­ме­нем, где изо­бра­же­на жен­щи­на, умер­шая в родах, в окру­же­нии семьи.


Литература:
Arias P. E., Gabba E., Cristiani E. Camposanto Monumentale di Pisa. Le Antichità. Pacini Editore, Pisa, 1977. P. 154-155.

Источники:
© 2014 г. Фото: И. А. Шурыгин.
© 2015 г. Перевод с итал.: И. А. Шурыгин.
Ключевые слова: греческая мифология mythologia graeca семеро против фив фивы семерых septem contra thebas скульптура скульптурный sculptura греческие погребальная погребальный погребальные надгробие надгробный памятник рельеф пентелийский мрамор marmor pentelicum аттическая надгробная стела инв № c 23 est