Саркофаг в форме портика с арками
Мрамор. Рим. Ок. 270—280 гг. н. э.Инв. № С 14 est.Пиза, Кампосанто. Фото: И. А. Шурыгин

Саркофаг в форме портика с арками.

Мрамор. Рим. Ок. 270—280 гг. н. э.
Инв. № С 14 est.

Пиза, Кампосанто.

Происхождение:
Из мона­сты­ря Сан Дзе­но.

Описание:
C 14 est. Выс. 0,94 м; дл. 2,18 м; шир. 0,99 м.

Из аббат­ства Сан Дзе­но.

Сар­ко­фаг без крыш­ки с фрон­таль­ным релье­фом типа «пор­тик с колон­на­ми». Фрон­таль­ная панель выпол­не­на в виде ряда из 5 арок, разде­лен­ных виты­ми колон­на­ми с ком­по­зит­ны­ми капи­те­ля­ми, сто­я­щи­ми на высо­ких пьеде­ста­лах. В тре­уголь­ни­ках, обра­зо­ван­ных арка­ми и капи­те­ля­ми, рас­по­ло­же­ны деко­ра­тив­ные эле­мен­ты: в край­них углах — львы, тер­заю­щие оле­ней; в сосед­них с ними тре­уголь­ни­ках — кры­ла­тые мас­ки Гор­го­ны; в цен­траль­ных тре­уголь­ни­ках — кен­тав­ры. В каж­дой арке рас­по­ла­га­ет­ся от одно­го до четы­рех пер­со­на­жей. В край­ней левой арке — фигу­ра Дио­с­ку­ра с конем. Он полу­об­на­жен, в раз­ве­ваю­щей­ся хла­миде; на голо­ве шапоч­ка (pilos). Вни­зу полу­ле­жит муж­ская фигу­ра, ноги кото­рой дра­пи­ро­ва­ны накид­кой. В край­ней пра­вой арке сто­ит вто­рой Дио­с­кур с конем; вни­зу полу­ле­жит жен­ская фигу­ра с рогом изоби­лия. В сле­дую­щей арке сле­ва (по отно­ше­нию к зри­те­лю) сто­ит рос­кош­ная жен­ская фигу­ра, высо­ко под­по­я­сан­ная, с цилин­дри­че­ской кор­зин­кой в согну­той левой руке. По ее пра­вую руку вни­зу вид­на неболь­шая фигу­ра девуш­ки (camilla), кото­рая дер­жит на голо­ве блюдо для жерт­во­при­но­ше­ний. Пра­вее на зад­нем плане сто­ит фигу­ра кор­ми­ли­цы. В цен­траль­ной арке сле­ва (с точ­ки зре­ния зри­те­ля) рас­по­ло­же­на муж­ская фигу­ра в тоге (лицо не сох­ра­ни­лось), кото­рая дер­жит в пра­вой руке пра­вую руку жен­щи­ны с пок­ры­той голо­вой (velata). Вни­зу меж­ду ними нахо­дит­ся малень­кий Амур с факе­лом и пере­вя­зью; его ниж­няя часть фраг­мен­ти­ро­ва­на. В цен­тре ввер­ху рас­по­ло­же­но бюсто­вое изо­бра­же­ние Юно­ны — пок­ро­ви­тель­ни­цы бра­ка (Juno Pronuba) с диа­де­мой. В сле­дую­щей арке вид­не­ет­ся фигу­ра боро­да­то­го муж­чи­ны в про­стор­ной тоге с боль­шим сину­сом и тре­уголь­ны­ми склад­ка­ми вокруг поя­са. Рядом и поза­ди него сто­ят два без­бо­ро­дых пер­со­на­жа, кото­рые при­ка­са­ют­ся к нему рука­ми. Вни­зу спра­ва нахо­дит­ся кор­зин­ка со свит­ка­ми (сох­ра­ни­лась фраг­мен­тар­но).

Боко­вые (корот­кие) сто­ро­ны сар­ко­фа­га. На левой пане­ли низ­ким релье­фом изо­бра­же­ны: край­ний сле­ва — полу­об­на­жен­ный боро­да­тый вик­ти­ма­рий с топо­ром; перед ним — вто­рой вик­ти­ма­рий, дер­жа­щий за узду быка, мор­да кото­ро­го направ­ле­на впе­ред. На пра­вой пане­ли круп­ным релье­фом изо­бра­же­ны фигу­ры трех юно­шей (camilli) с густы­ми пыш­ны­ми шеве­лю­ра­ми; край­ний спра­ва дер­жит в опу­щен­ных руках пате­ру и сосуд с длин­ным узким гор­лом (guttus); сто­я­щий рядом под­нес к груди два свит­ка; край­ний сле­ва рука­ми при­жи­ма­ет к груди таб­лич­ки. На них высо­кие сапож­ки и хла­миды с ряда­ми про­доль­ных скла­док (apoptygma). (Точ­ное зна­че­ние это­го сло­ва неиз­вест­но. Müller (1835 г.) счи­тал, что apoptygma — это серия про­доль­ных скла­док на хитоне или пеп­ло­се; оче­вид­но, что автор насто­я­щей ста­тьи при­дер­жи­ва­ет­ся имен­но такой трак­тов­ки. Одна­ко суще­ст­ву­ют и дру­гие мне­ния отно­си­тель­но дан­но­го эле­мен­та гре­че­ской одеж­ды. Подроб­но­сти см. M. M. Lee. Problems in Greek Dress Terminology: Kolpos and apoptygma. ZPE 2005, V. 150, pp. 221—224. — И. Ш.).

Сце­на, пред­став­лен­ная на нашем сар­ко­фа­ге, весь­ма сход­на с тако­вой на сар­ко­фа­ге в Museo Nazionale Romano (Helbig n. 2150). Одна­ко сто­ит так­же упо­мя­нуть подоб­ные сар­ко­фа­ги из Арля и Типа­сы, а так­же сар­ко­фаг из фло­рен­тий­ско­го бап­ти­сте­рия (Rodenwaldt in «Rom. Mitt.» 38—39, 1923—1924, p. 13). Наш сар­ко­фаг выпол­нен в тра­ди­ции т. н. «сва­деб­ных сар­ко­фа­гов» сме­шан­но­го типа, посколь­ку в нем (как и в сар­ко­фа­ге Муз) при­сут­ст­ву­ет так­же сце­на жерт­во­при­но­ше­ния. Важ­но, что сце­на dextrarum junctio в нем рас­по­ло­же­на в цен­тре, как и у сар­ко­фа­гов A 17 и 19 int. (в отли­чие от сар­ко­фа­га из Типа­сы, где она поме­ще­на спра­ва). Тща­тель­но­стью и акку­рат­но­стью работа обна­ру­жи­ва­ет выра­жен­ное сход­ство со скульп­ту­рой кон­ца эпо­хи Севе­ров, одна­ко на осно­ва­нии ико­но­гра­фии ее мож­но отне­сти ко вто­рой поло­вине III в., точ­нее, к прав­ле­нию Кари­на и Маг­нии Урби­ки, т. е. к 270—280 гг. н. э.

Пред­став­ля­ет инте­рес сце­на во вто­рой арке сле­ва, где моло­дая покой­ная изо­бра­же­на во вре­мя акта жерт­во­при­но­ше­ния; в более позд­нее вре­мя на хри­сти­ан­ских сар­ко­фа­гах этой сцене соот­вет­ст­во­ва­ла сце­на молит­вы; одна­ко дан­ный сар­ко­фаг не явля­ет­ся хри­сти­ан­ским.

Сце­ны на боко­вых пане­лях допол­ня­ют друг дру­га. На левой вик­ти­ма­рии, один из них с топо­ром, ведут жерт­вен­но­го быка; на пра­вой изо­бра­же­ны три высо­ко под­по­я­сан­ных камил­ла с при­чес­ка­ми, разде­лен­ны­ми на пряди, что типич­но для сцен жерт­во­при­но­ше­ния (тра­ди­ция вос­хо­дит к эпо­хе Юли­ев-Клав­ди­ев), напо­ми­наю­щие камил­лов на Тра­я­но­вой арке в Бене­вен­те.

Сар­ко­фаг отно­сит­ся к груп­пе, опи­сан­ной Matz’ом, кото­рый опи­сал один подоб­ный сар­ко­фаг в Кор­до­бе, и дру­гой — в вати­кан­ском Бель­веде­ре. Отно­си­тель­но Дио­с­ку­ров сле­ду­ет отме­тить, что их фигу­ры оли­це­тво­ря­ли веч­ное един­ство при­ро­ды и Все­лен­ной, подоб­ное един­ству супру­же­ско­го сою­за; Дио­с­ку­ры, соглас­но Пифа­го­ру, оли­це­тво­ря­ют так­же един­ство двух небес­ных полу­сфер, подоб­ное един­ству близ­не­цов. (Cumont, p. 85).


Литература:
Arias P. E., Gabba E., Cristiani E. Camposanto Monumentale di Pisa. Le Antichità. Pacini Editore, Pisa, 1977. P. 142—144.

Источники:
© 2014 г. Фото: И. А. Шурыгин.
© 1977 г. Описание: Arias P. E., Gabba E., Cristiani E. Camposanto Monumentale di Pisa. Le Antichità. Pacini Editore, Pisa, 1977. P. 142—144.
© 2015 г. Перевод с итал.: И. А. Шурыгин.
Ключевые слова: греческая мифология mythologia graeca диоскуры кастор и полидевк поллукс gemini dioscuri castor et pollux римская мифология mythologia romana богиня юнона юноны dea juno iuno скульптура скульптурный sculptura рим погребальная скульптура погребальный погребальные саркофаг саркофаги sarcophagus мифологический саркофаг мифологические саркофаги с мифами мифом рельеф мрамор саркофаг портик арки колонны рукопожатие dextrarum junctio iunctio dexiosis диоскуры инв № с 14 est