Саркофаг с изображениями покойных в окружении Муз в арках (фронтальная панель)
Мрамор. Рим. Ок. 250 г. н. э.
Инв. № С 22 est.
Пиза, Кампосанто. Фото: И. А. Шурыгин

Саркофаг с изображениями покойных в окружении Муз в арках (фронтальная панель).

Мрамор. Рим. Ок. 250 г. н. э.
Инв. № С 22 est.

Пиза, Кампосанто.

Происхождение:
Из рас­ко­пок восточ­ной части Кам­по­сан­то. Дар Рон­чо­ни.

Описание:
C 22 est.

Высота 1,9 м; дли­на 1,90 м; шири­на 1,52 м. Из рас­ко­пок восточ­ной части Кам­по­сан­то. Дар Рон­чо­ни.

Пря­мо­уголь­ный сар­ко­фаг для двух тел (sarcofago bisomo). Обра­бота­ны три сто­ро­ны. Крыш­ка несет изо­бра­же­ние полу­ле­жа­щей супру­же­ской пары (голо­вы не сох­ра­ни­лись); муж­ская фигу­ра рас­по­ло­же­на кна­ру­жи и спра­ва от жен­ской. Акро­те­рии были пред­став­ле­ны фигур­ка­ми кры­ла­тых гени­ев, от кото­рых оста­лись лишь следы.

На фрон­таль­ной поверх­но­сти нахо­дит­ся пять, а на боко­вых — по две ниши, разде­лен­ные виты­ми колон­на­ми с коринф­ски­ми капи­те­ля­ми. Ниши в фор­ме арок с кон­хо­об­раз­ны­ми абсида­ми в глу­бине укра­ше­ны резь­бой.

В цен­тре фрон­таль­но­го релье­фа сто­ит фигу­ра покой­но­го в позе ора­то­ра. Он име­ет моло­дой вид, одет в тогу с широ­ким сину­сом и пря­мой попе­ре­ч­ной склад­кой. По пра­вую руку от него нахо­дит­ся жен­ская фигу­ра. При­чес­ка харак­тер­на для III века. Протя­ну­тая в сто­ро­ну левая рука отло­ма­на. Ее жест соот­вет­ст­во­вал тако­во­му у муж­ской фигу­ры: оче­вид­но, что покой­ная разде­ля­ла с ним честь нахо­дить­ся в окру­же­нии Муз.

На фрон­таль­ном и боко­вых релье­фах при­сут­ст­ву­ют изо­бра­же­ния семи Муз. Край­няя сле­ва на фрон­таль­ном релье­фе — Клио, пишу­щая в тет­ра­пти­хе, кото­рой она дер­жит в левой руке. Рядом с покой­ным нахо­дит­ся Мель­по­ме­на с боль­шой боро­да­той тра­ги­че­ской мас­кой в левой руке, и пали­цей над бычьей прото­мой в пра­вой (рука сох­ра­ни­лась частич­но, от пали­цы оста­лись следы). Край­няя спра­ва фигу­ра при­над­ле­жит Тер­пси­хо­ре, кото­рая поста­ви­ла левую ногу на под­став­ку, а кифа­ру, сох­ра­нив­шу­ю­ся фраг­мен­тар­но, при­сло­ни­ла к колонне; левая рука повреж­де­на, в пра­вой она дер­жит плектр, кото­рым игра­ет на кифа­ре.

На пра­вой тор­цо­вой пане­ли изо­бра­же­на Эра­то с лирой в левой руке (сох­ра­ни­лись следы) и плек­тром в пра­вой. Рядом с ней сто­ит Кал­лио­па. Ее левая рука, пок­ры­тая хито­ном, согну­та, а левая опу­ще­на вниз.

На левой тор­цо­вой пане­ли без труда узна­ет­ся Ура­ния с небес­ной сфе­рой, кото­рая сто­ит, опер­шись левой рукой о невы­со­кую колон­ну и поло­жив пра­вую на сфе­ру. Фигу­ра рядом с ней обна­ру­жи­ва­ет боль­шое сход­ство с фигу­рой Кал­лио­пы; в левой руке она дер­жит сви­ток, а у пра­вой руки, выхо­дя­щей из скла­док дра­пи­ров­ки, три паль­ца разо­гну­ты, а два сведе­ны вме­сте и согну­ты.

Отсут­ст­ву­ют Музы Эвтер­па, Талия и Полим­ния. Меж­ду арка­ми в углах мож­но видеть Три­то­нов, дую­щих в мор­ские рако­ви­ны, по сто­ро­нам — Сирен, а спе­ре­ди Эротов. Эрот рядом с Клио пишет в дипти­хе; сле­дую­щий в одной руке дер­жит небес­ную сфе­ру, а в дру­гой палоч­ку; сле­дую­щие два изо­бра­же­ны с коми­че­ской и тра­ги­че­ской мас­ка­ми. Попыт­ка заме­нить ими фигу­ры отсут­ст­ву­ю­щих Муз, места кото­рых в нишах зани­ма­ют покой­ные, пред­став­ля­ет­ся тщет­ной. Лес­бий­ский кима­тий над арка­ми укра­шен глу­бо­кой резь­бой; цоколь под рез­ны­ми колон­на­ми про­фи­ли­ро­ван.

Тех­ни­ка испол­не­ния боко­вых релье­фов гру­бо­ва­та, тогда как у фрон­таль­но­го ее уро­вень несколь­ко выше.

Rodenwaldt отнес дан­ный сар­ко­фаг к про­дук­ции мастер­ской в Афро­ди­сиа­де (Кария) и дати­ро­вал его середи­ной III в. н. э. Осно­ва­ни­я­ми для дати­ров­ки яви­лись ико­но­гра­фи­че­ские осо­бен­но­сти лиц супру­гов. Мы пола­га­ем, что сар­ко­фаг был изготов­лен ок. 250 г., подоб­но­го же мне­ния и Fittchen. Wiergartz отно­сит его к груп­пе сар­ко­фа­гов Муз «Афи­ны-Лон­дон», счи­та­ет его более древним, чем сар­ко­фаг из Мел­фи и усмат­ри­ва­ет его типо­ло­ги­че­ское сход­ство с сар­ко­фа­гом Бор­ге­зе с Герак­лом. Одна­ко дати­ров­ку Wiergartz’а под­верг обос­но­ван­ной кри­ти­ке Engemann. Мотив рако­вин (конх) на дан­ном сар­ко­фа­ге поз­во­ля­ет отне­сти его к самым ран­ним образ­цам груп­пы сар­ко­фа­гов из Афро­ди­си­а­ды.


Литература:
Arias P. E., Gabba E., Cristiani E. Camposanto Monumentale di Pisa. Le Antichità. Pacini Editore, Pisa, 1977. P. 152—153.

Источники:
© 2014 г. Фото: И. А. Шурыгин.
© 1977 г. Arias P. E., Gabba E., Cristiani E. Camposanto Monumentale di Pisa. Le Antichità. Pacini Editore, Pisa, 1977. P. 152—153.
© 2015 г. Перевод с итал.: И. А. Шурыгин.
Ключевые слова: мрамор рельеф саркофаг арки арка колонны муза музы клио мельпомена терпсихора возлежание cline тога тогатус toga contabulata Инв № С 22 est