Портрет неизвестного
Мрамор. 40—30 гг. до н. э.Инв. № 54 (Cat. 1937).Рим, Галерея Колонна. Фото: И. А. Шурыгин

Портрет неизвестного.

Мрамор. 40—30 гг. до н. э.
Инв. № 54 (Cat. 1937).

Рим, Галерея Колонна.

Происхождение:
Неиз­вест­но.

Описание:
№ 54. Муж­ская порт­рет­ная голо­ва на антич­ном бюсте от дру­го­го порт­ре­та.

Белый мра­мор (голо­ва и бюст).
Высота: общая — 53 см; голо­вы — 27 см; от макуш­ки до под­бо­род­ка — 24,5 см.

Потер­то­сти на поверх­но­сти при­чес­ки и над вис­ка­ми. Нос вос­ста­нов­лен. Тре­щи­ны на под­бо­род­ке и в сред­ней части ниж­ней губы запол­не­ны шту­ка­тур­ной сме­сью. Вос­ста­нов­ле­ны моч­ки обо­их ушей. Рядом с пра­вым ухом име­ет­ся широ­кая тре­щи­на, пере­се­каю­щая шею. Поверх­ность бюста в хоро­шей сохран­но­сти; на поверх­но­сти палуда­мен­ту­ма име­ет­ся неглу­бо­кая длин­ная тре­щи­на, спус­каю­ща­я­ся по лево­му пле­чу.

Про­ис­хож­де­ние: неиз­вест­но.

Доку­мен­ты, инвен­тар­ные спис­ки и ката­ло­ги: инв. оп. 1884, № 115; кат. 1937, № 54; Decr. MPI 1947, № 110. — Fid. № 115.

Бюст в лори­ке уста­нов­лен на цоко­ле совре­мен­ной работы. Палуда­мен­тум, зако­лотый на пра­вом пле­че фибу­лой с плос­кой поверх­но­стью, на левом пле­че обра­зу­ет нис­па­даю­щую склад­ку. Голо­ва соеди­не­на с бюстом непо­сред­ст­вен­но над ада­мо­вым ябло­ком, слег­ка нак­ло­не­на вниз и вле­во. При ком­пакт­ной объ­ем­ной струк­ту­ре голо­вы заты­лок силь­но выда­ет­ся; под тон­кой кожей обо­зна­че­ны глу­бо­кие впа­ди­ны височ­ных обла­стей и углуб­ле­ния в кост­ной струк­ту­ре лица. Гла­за малень­кие, тол­стые веки слег­ка опу­ще­ны. Спин­ка носа пере­се­че­на глу­бо­кой гори­зон­таль­ной склад­кой. Тон­кие губы сжа­ты. Моч­ки ушей силь­но отсто­ят от поверх­но­сти голо­вы. Носо­губ­ные склад­ки под­черк­ну­то глу­бо­кие, рав­но как и ямки под высту­паю­щи­ми ску­ла­ми; вме­сте с тем, склад­ки на лбу едва обо­зна­че­ны. На лбу име­ет­ся глу­бо­кая залы­си­на, дохо­дя­щая до верх­ней части голо­вы; счи­та­ет­ся, что она обу­слов­ле­на пло­хой сохран­но­стью поверх­но­сти голо­вы, в резуль­та­те чего исход­ную линию роста волос опре­де­лить затруд­ни­тель­но. При­чес­ка над шеей обра­зу­ет­ся длин­ны­ми, доволь­но густы­ми прядя­ми, кото­рые в исход­ном вари­ан­те, спус­ка­ясь впе­ред с вис­ков, долж­ны были дости­гать вер­ха скул.

В типо­ло­ги­че­ском отно­ше­нии порт­рет­ный про­филь муж­чи­ны, воз­раст кото­ро­го при­бли­жа­ет­ся к почтен­но­му, име­ет сход­ство с т. н. псев­до-Цице­ро­ном, извест­ным по трем реп­ли­кам (в гале­рее Уффи­ци во Фло­рен­ции, глип­то­те­ке Копен­га­ге­на и в Нацио­наль­ном музее в Неа­по­ле). Это сход­ство обна­ру­жи­ва­ет­ся в стро­е­нии чере­па с выдаю­щим­ся затыл­ком, фор­ме глаз с тол­сты­ми века­ми, глу­бо­ких носо­губ­ных склад­ках и про­фи­ле под­бо­род­ка. Vessberg, с мне­ни­ем кото­ро­го недав­но сог­ла­сил­ся Fr. Johansen, отнес к это­му типу еще две реп­ли­ки: в Музее Тор­ло­ниа (Рим) и в Нацио­наль­ном музее Мар­ке (Анко­на). В дей­ст­ви­тель­но­сти, осно­ва­ния, на кото­рых Vessberg вклю­чил в груп­пу бюст из музея Тор­ло­ниа, ока­за­лись весь­ма спор­ны­ми, и в насто­я­щее вре­мя эта работа трак­ту­ет­ся как пост-антич­ная реп­ли­ка. Что же каса­ет­ся его мне­ния об анкон­ском порт­ре­те, как о сход­ном архе­ти­пе, то он отно­сит­ся к клас­су порт­ре­тов, широ­ко рас­про­стра­нен­ных в эпо­ху вто­ро­го три­ум­ви­ра­та («Caesar-Zeitgesicht»), не обла­да­ет типо­ло­ги­че­ским и физио­но­ми­че­ским сход­ством с изо­бра­же­ни­ем обсуж­да­е­мо­го пер­со­на­жа, и пото­му не может счи­тать­ся его реп­ли­кой.

К дру­гой типо­ло­ги­че­ской линии при­над­ле­жит порт­рет псев­до-Кор­бу­ло­на, извест­ный по копи­ям, создан­ным в кон­це пер­во­го века н. э., из чис­ла кото­рых, прав­да, иск­лю­че­на реп­ли­ка «Фло­рен­ция-Копен­га­ген», отно­ся­ща­я­ся к эпо­хе Авгу­ста. Дей­ст­ви­тель­но, тип т. н. Кор­бу­ло­на очень бли­зок к порт­ре­ту Като­на млад­ше­го, так­же извест­но­му более чем по одной реп­ли­ке, а их прото­ти­пы отно­сят­ся к 50—40 гг. до н. э.

И порт­ре­ты типа «Фло­рен­ция-Копен­га­ген», и обсуж­да­е­мый порт­рет — обна­ру­жи­ваю­щий с ними столь выра­жен­ное сход­ство, что счи­та­ет­ся их про­из­вод­ным — отно­сят­ся к мно­го­чис­лен­ным, полу­чив­шим широ­кое рас­про­стра­не­ние в I в. до н. э. изо­бра­же­ни­ям моде­ли цеза­ри­ан­ца с харак­тер­ны­ми физио­но­ми­че­ски­ми чер­та­ми и выра­же­ни­ем лица. Дан­ный порт­рет­ный тип быст­ро при­об­рел при­зна­ние на част­ном уровне в сред­нем клас­се воль­ноот­пу­щен­ни­ков, вырос­шем в эпо­ху Цеза­ря: см., напри­мер, над­гроб­ный памят­ник воль­ноот­пу­щен­ни­ков Фон­те­ев (liberti Fontei) в рим­ском Нацио­наль­ном музее, дати­ру­е­мый кон­цом рес­пуб­ли­кан­ско­го пери­о­да, или памят­ник 30 г. до н. э. в Государ­ст­вен­ном музее Бер­ли­на, или сох­ра­нив­ший подоб­ные чер­ты в эпо­хе Авгу­ста, над­гроб­ный рельеф Вибия (Vibius) в музее Кья­ра­мон­ти в Вати­кане (име­ет­ся в виду порт­рет муж­чи­ны из груп­по­во­го рельеф­но­го над­гро­бия семей­ства Виби­ев — И. Ш.). Парал­лель­ным при­ме­ром из обще­ст­вен­ной сфе­ры могут слу­жить порт­ре­ты выдаю­щих­ся мужей (summi viri), на фору­ме Авгу­ста, кото­рым Рим был обя­зан сво­им про­цве­та­ни­ем, сре­ди кото­рых были и прото­ти­пы «порт­ре­та цеза­ри­ан­ца» послед­них двух деся­ти­ле­тий Рес­пуб­ли­ки: об этом свиде­тель­ст­ву­ет силь­но повреж­ден­ная голо­ва, хра­ня­ща­я­ся в анти­ква­рии Каза дей Кава­лье­ри.

Сход­ные чер­ты порт­рет­но­го типа «Caesar-Zeitgesicht» и вари­ан­та «Firenze-Copenhagen» не слу­жат пре­пят­ст­ви­ем для при­зна­ния физио­но­ми­че­ской само­сто­я­тель­но­сти обсуж­да­е­мо­го порт­ре­та: напри­мер, его рот име­ет совер­шен­но иной раз­мер, а моч­ки ушей — иную фор­му. Осо­бен­но раз­ли­ча­ют­ся при­чес­ки: для порт­ре­тов типа «Фло­рен­ция-Копен­га­ген» харак­тер­ны мел­кие локо­ны, изо­бра­жен­ные низ­ким релье­фом, фак­ти­че­ски про­ри­сов­кой, тогда как у порт­ре­та из собра­ния Колон­на локо­ны длин­ные, густые, спус­ка­ют­ся на шею; из всех, под­ле­жа­щих срав­не­нию, голо­ва в Копен­га­гене счи­та­ет­ся наи­бо­лее близ­кой к типу псев­до-Цице­ро­на.

В зак­лю­че­ние сле­ду­ет отме­тить, что дан­ный экзем­пляр был создан на эта­пе эво­лю­ции сти­ля позд­не­рес­пуб­ли­кан­ско­го порт­ре­та, непо­сред­ст­вен­но пред­ше­ст­во­вав­шем тому, к кото­ро­му отно­сит­ся голо­ва тога­ту­са Бар­бе­ри­ни, чья при­над­леж­ность к нача­лу эпо­хи Авгу­ста, веро­ят­но, меж­ду 30 и 20-ми года­ми, под­твер­жда­ет­ся харак­те­ром обра­бот­ки поверх­но­сти лица и лако­нич­но­стью трак­тов­ки объ­е­мов голо­вы. Дати­ров­ка порт­ре­та при­бли­зи­тель­но 40—30 года­ми до н. э. нахо­дит­ся в сог­ла­сии с отне­се­ни­ем типа «Фло­рен­ция-Копен­га­ген» к 50—30 гг. до н. э.

Catalogo della Galleria Colonna in Roma. Sculture. Bramante Editrice, 1990.

Литература:
Catalogo della Galleria Colonna in Roma. Sculture. Bramante Editrice, 1990.

Источники:
© 2014 г. Фото: И. А. Шурыгин.
© 1990 г. Описание: Catalogo della Galleria Colonna in Roma. Sculture. Bramante Editrice, 1990, кат. № 54.
© 2015 г. Перевод с итал.: И. А. Шурыгин.
Ключевые слова: скульптура скульптурный sculptura рим портрет портреты римский портрет бюст мрамор мужской портрет голова неизвестного неизвестный мужчина римлянин цезарианец псевдо цицерон военный плащ палудаментум paludamentum застежка фибула инв № 54 (cat. 1937)