Статуя, предположительно изображающая Клеопатру VII
Мрамор. Статуя — римская копия греческого оригинала конца V в. до н. э. Голова — гипсовый слепок с античной головы.Инв. № 179.Рим, Ватиканские музеи, Музей Пия—Климента, Зал греческого креста, 21. Фото: С. И. Сосновский

Статуя, предположительно изображающая Клеопатру VII.

Мрамор. Статуя — римская копия греческого оригинала конца V в. до н. э. Голова — гипсовый слепок с античной головы.
Инв. № 179.

Рим, Ватиканские музеи, Музей Пия—Климента, Зал греческого креста, 21.

Происхождение:
Из рай­о­на «Гроб­ни­цы Неро­на» на виа Кас­сиа.

Описание:
567. Жен­ская ста­туя с при­став­лен­ной порт­рет­ной голо­вой (табл. 54 и 62).

Выс. 1,79 м, голо­ва 0,24 м. Мра­мор голо­вы круп­но­зер­ни­стый, пок­ры­тый жел­то­ва­той пати­ной, отли­ча­ет­ся от пен­те­лий­ско­го мра­мо­ра туло­ви­ща.

Допол­не­ны: нос, пра­вая рука, кро­ме части у пле­ча, левая рука (была, несо­мнен­но, при­под­ня­та), край скла­док в верх­ней части левой руки, часть скла­док, спа­даю­щих по верх­ней части туло­ви­ща, часть кра­ев скла­док спра­ва, склад­ка, спа­даю­щая по наруж­ной пере­д­ней сто­роне левой ноги, кро­ме ниж­не­го кон­ца, ниж­ний конец на зад­ней сто­роне ноги, обе ступ­ни, плинт за пре­де­ла­ми фигу­ры.

Отло­ман ниж­ний кусок ста­туи сле­ва, начи­ная от него — еще кусок с одеж­дой над левой ступ­ней (встав­ле­ны кус­ки в склад­ках, осо­бен­но даль­ше ввер­ху сна­ру­жи). Отсут­ст­ву­ют склад­ки перед пра­вой голе­нью, отло­ман кусок над левой ступ­ней (одна­ко вряд ли подо­зри­тель­но белые места под грудя­ми). Лицо с левой сто­ро­ны силь­но вывет­ре­но, оста­лись высту­паю­щие места пер­во­на­чаль­ной поверх­но­сти. Толь­ко на голо­ве следы кор­ней, раз­ру­шив­ших мра­мор.

Несмот­ря на то, что голо­ва точ­но под­хо­дит к шей­но­му выре­зу, ее при­над­леж­ность туло­ви­щу мало­ве­ро­ят­на.

Ста­туя оде­та в пеп­лос с напус­ком и сбор­ка­ми над поя­сом, поверх него накид­ка, при­ле­гаю­щая к спине и спа­даю­щая спе­ре­ди через оба пле­ча вплоть до края сбо­рок; с. 170 на пра­вом пле­че одеж­да вслед­ст­вие допол­не­ния нераз­бор­чи­ва. На накид­ке спра­ва сза­ди замет­на кай­ма дру­го­го цве­та. Левая нога отстав­ле­на в сто­ро­ну и впе­рёд, поэто­му спа­даю­щая от коле­на пря­мой склад­кой ткань обле­га­ет голень. Под­ня­тая левая рука, веро­ят­но, под­дер­жи­ва­ла какой-то атри­бут. Реп­ли­ки неиз­вест­ны; ско­пи­ро­ва­но, веро­ят­нее все­го, про­из­веде­ние кон­ца V в. до н. э. Накид­ка, как и выдви­ну­тая впе­рёд нога и пря­мой край сбо­рок есть и у Алка­ме­на, тогда как обра­бот­ка скла­док и их ритм уже его пре­вос­хо­дят. Сти­ли­сти­че­ски бли­же все­го здесь ста­туя, сво­бод­но вос­про­из­ведён­ная в ста­ту­эт­ке Clara Rhodos V 2164 ff. илл. 41.

На голо­ве т. н. при­чес­ка «дыня», по обе сто­ро­ны от середи­ны по четы­ре вали­ка; оба сред­них собра­ны вме­сте, над ними узел, спа­даю­щий на лен­ту. От волос надо лбом отде­ля­ют­ся неко­то­рые волос­ки; перед пра­вым ухом отчет­ли­во виден локон на вис­ке, такой же, веро­ят­нее все­го, был ранее и сле­ва. Поза­ди волос пере­д­ней части голо­вы широ­кая, глад­кая, оги­баю­щая голо­ву и рас­ши­ря­ю­ща­я­ся впе­ред повяз­ка. За ней про­дол­же­ны не все вали­ки. На затыл­ке воло­сы в виде корот­ких зави­тых локо­нов сво­бод­но сви­са­ют по обе сто­ро­ны от середи­ны — веро­ят­но, поверх при­мы­каю­щей к повяз­ке дуж­ки. Широ­ко откры­тые гла­за, пол­ные щеки, зак­ры­тый рот.

Для повяз­ки и при­чес­ки Кур­ци­ус обна­ру­жи­ва­ет бли­жай­шие парал­ле­ли на моне­тах зна­ме­ни­той Клео­пат­ры (VII), несмот­ря на то, что диа­де­ма там более узкая и име­ет харак­тер­ные для цар­ской повяз­ки сво­бод­ные кон­цы. Чер­ты лица так­же хоро­шо соот­вет­ст­ву­ют моне­там, так что иден­ти­фи­ка­ция Кур­ци­у­сом голо­вы в каче­стве Клео­пат­ры весь­ма веро­ят­на. Кро­ме того, боль­шие гла­за — пто­ле­ме­ев­ская тра­ди­ция. Менее уве­рен­но сле­ду­ет трак­то­вать след руки ребен­ка на левой щеке — так как голо­ва была встав­ле­на, рука не мог­ла быть проч­но с ней соеди­не­на, а толь­ко при­ле­га­ла в этом месте и защи­ти­ла его от вывет­ри­ва­ния.

Най­де­на до 1790 г. вме­сте со ста­ту­ей № 408 из Гале­реи ста­туй (см. т. II, № 621) на виа Кас­сиа побли­зо­сти от т. н. с. 171 Гроб­ни­цы Неро­на (Tomassetti, La campagna Romana III 22, где, одна­ко, ста­туи не упо­мя­ну­ты) и при­об­ре­те­на Пием VI (над­пись на базе). Пер­во­на­чаль­но была выстав­ле­на в вести­бю­ле музея.

Visconti, Mus. Pio-Clementino III Taf. 20 (der Kopf Taf. a 4). Massi 176. Gerhard-Platner 231 Nr. 8. Clarac, Musée 424, 757. L. Curtius, RM. 48, 1933, 184 ff. Abb. 3 Taf. 25—27.

Phot.: Inst. Neg. 3283 (St.); 3284 (K. f.); 3986 (K. l. P.); 1933. 420 (K. r. P.). Al. 26962.

Георг Лип­польд

Источники:
(сс) 2006 г. Фото: С. И. Сосновский (CC BY-SA 4.0).
Подпись, происхождение: музейная подпись к скульптуре (2005 г.).
© 1936 г. Описание: G. Lippold. Die Skulpturen des Vaticanischen Museums. Band III 1, Text. Walter de Gruyter, Berlin/Leipzig, 1936. С. 169—171, кат. № 567.
© 2015 г. Перевод с нем. С. И. Сосновского под ред. Галины Ранге.

комм.

комм.
Ключевые слова: скульптура скульптурный sculptura римский римская римские греческая мифология mythologia graeca римская мифология mythologia romana богиня деметра деметры dea demeter статуя статуи statua statuae богиня церера цереры dea ceres портрет портреты портретный портретная мрамор статуя женский портрет клеопатра vii филопатра g575 птолемеи в образе цереры церера деметра мак колосья женская одежда пеплос обувь calceus сандалии свиток гробница нерона виа кассиа via cassia инв № 179