Статуя, предположительно изображающая Клеопатру VII.

Мрамор. Статуя — римская копия греческого оригинала конца V в. до н. э. Голова — гипсовый слепок с античной головы.
Инв. № 179.

Рим, Ватиканские музеи, Музей Пия—Климента, Зал греческого креста, 21.

Происхождение:
Из рай­о­на «Гроб­ни­цы Неро­на» на виа Кас­сиа.

Описание:
567. Жен­ская ста­туя с при­став­лен­ной порт­рет­ной голо­вой (табл. 54 и 62).

Выс. 1,79 м, голо­ва 0,24 м. Мра­мор голо­вы круп­но­зер­ни­стый, пок­ры­тый жел­то­ва­той пати­ной, отли­ча­ет­ся от пен­те­лий­ско­го мра­мо­ра туло­ви­ща.

Допол­не­ны: нос, пра­вая рука, кро­ме части у пле­ча, левая рука (была, несо­мнен­но, при­под­ня­та), край скла­док в верх­ней части левой руки, часть скла­док, спа­даю­щих по верх­ней части туло­ви­ща, часть кра­ев скла­док спра­ва, склад­ка, спа­даю­щая по наруж­ной перед­ней сто­роне левой ноги, кро­ме ниж­не­го кон­ца, ниж­ний конец на зад­ней сто­роне ноги, обе ступ­ни, плинт за пре­де­ла­ми фигу­ры.

Отло­ман ниж­ний кусок ста­туи сле­ва, начи­ная от него — еще кусок с одеж­дой над левой ступ­ней (встав­ле­ны кус­ки в склад­ках, осо­бен­но даль­ше ввер­ху сна­ру­жи). Отсут­ст­ву­ют склад­ки перед пра­вой голе­нью, отло­ман кусок над левой ступ­ней (одна­ко вряд ли подо­зри­тель­но белые места под грудя­ми). Лицо с левой сто­ро­ны силь­но вывет­ре­но, оста­лись высту­паю­щие места пер­во­на­чаль­ной поверх­но­сти. Толь­ко на голо­ве следы кор­ней, раз­ру­шив­ших мра­мор.

Несмот­ря на то, что голо­ва точ­но под­хо­дит к шей­но­му выре­зу, ее при­над­леж­ность туло­ви­щу мало­ве­ро­ят­на.

Ста­туя оде­та в пеп­лос с напус­ком и сбор­ка­ми над поя­сом, поверх него накид­ка, при­ле­гаю­щая к спине и спа­даю­щая спе­реди через оба пле­ча вплоть до края сбо­рок; с.170 на пра­вом пле­че одеж­да вслед­ст­вие допол­не­ния нераз­бор­чи­ва. На накид­ке спра­ва сза­ди замет­на кай­ма дру­го­го цве­та. Левая нога отстав­ле­на в сто­ро­ну и впе­рёд, поэто­му спа­даю­щая от коле­на пря­мой склад­кой ткань обле­га­ет голень. Под­ня­тая левая рука, веро­ят­но, под­дер­жи­ва­ла какой-то атри­бут. Реп­ли­ки неиз­вест­ны; ско­пи­ро­ва­но, веро­ят­нее все­го, про­из­веде­ние кон­ца V в. до н. э. Накид­ка, как и выдви­ну­тая впе­рёд нога и пря­мой край сбо­рок есть и у Алка­ме­на, тогда как обра­бот­ка скла­док и их ритм уже его пре­вос­хо­дят. Сти­ли­сти­че­ски бли­же все­го здесь ста­туя, сво­бод­но вос­про­из­ведён­ная в ста­ту­эт­ке Clara Rhodos V 2164 ff. илл. 41.

На голо­ве т. н. при­чес­ка «дыня», по обе сто­ро­ны от середи­ны по четы­ре вали­ка; оба сред­них собра­ны вме­сте, над ними узел, спа­даю­щий на лен­ту. От волос надо лбом отде­ля­ют­ся неко­то­рые волос­ки; перед пра­вым ухом отчет­ли­во виден локон на вис­ке, такой же, веро­ят­нее все­го, был ранее и сле­ва. Поза­ди волос перед­ней части голо­вы широ­кая, глад­кая, оги­баю­щая голо­ву и рас­ши­ря­ю­ща­я­ся впе­ред повяз­ка. За ней про­дол­же­ны не все вали­ки. На затыл­ке воло­сы в виде корот­ких зави­тых локо­нов сво­бод­но сви­са­ют по обе сто­ро­ны от середи­ны — веро­ят­но, поверх при­мы­каю­щей к повяз­ке дуж­ки. Широ­ко откры­тые гла­за, пол­ные щеки, зак­ры­тый рот.

Для повяз­ки и при­чес­ки Кур­ци­ус обна­ру­жи­ва­ет бли­жай­шие парал­ле­ли на моне­тах зна­ме­ни­той Клео­пат­ры (VII), несмот­ря на то, что диа­де­ма там более узкая и име­ет харак­тер­ные для цар­ской повяз­ки сво­бод­ные кон­цы. Чер­ты лица так­же хоро­шо соот­вет­ст­ву­ют моне­там, так что иден­ти­фи­ка­ция Кур­ци­у­сом голо­вы в каче­стве Клео­пат­ры весь­ма веро­ят­на. Кро­ме того, боль­шие гла­за — пто­ле­ме­ев­ская тра­ди­ция. Менее уве­рен­но сле­ду­ет трак­то­вать след руки ребен­ка на левой щеке — так как голо­ва была встав­ле­на, рука не мог­ла быть проч­но с ней соеди­не­на, а толь­ко при­ле­га­ла в этом месте и защи­ти­ла его от вывет­ри­ва­ния.

Най­де­на до 1790 г. вме­сте со ста­ту­ей № 408 из Гале­реи ста­туй (см. т. II, № 621) на виа Кас­сиа побли­зо­сти от т. н. с.171 Гроб­ни­цы Неро­на (Tomassetti, La campagna Romana III 22, где, одна­ко, ста­туи не упо­мя­ну­ты) и при­об­ре­те­на Пием VI (над­пись на базе). Пер­во­на­чаль­но была выстав­ле­на в вести­бю­ле музея.

Visconti, Mus. Pio-Clementino III Taf. 20 (der Kopf Taf. a 4). Massi 176. Gerhard-Platner 231 Nr. 8. Clarac, Musée 424, 757. L. Curtius, RM. 48, 1933, 184 ff. Abb. 3 Taf. 25—27.

Phot.: Inst. Neg. 3283 (St.); 3284 (K. f.); 3986 (K. l. P.); 1933. 420 (K. r. P.). Al. 26962.

Георг Лип­польд

Источники:
(сс) 2006 г. Фото: С. И. Сосновский (CC BY-SA 4.0).
Подпись, происхождение: музейная подпись к скульптуре (2005 г.).
© 1936 г. Описание: G. Lippold. Die Skulpturen des Vaticanischen Museums. Band III 1, Text. Walter de Gruyter, Berlin/Leipzig, 1936. С. 169—171, кат. № 567.
© 2015 г. Перевод с нем. С. И. Сосновского под ред. Галины Ранге.

комм.

комм.
ПОИСК ИЗОБРАЖЕНИЙ В АНТИЧНОМ ИСКУССТВЕ
Ключевые слова: мрамор статуя женский портрет Клеопатра VII Филопатра g575 Птолемеи в образе Цереры Церера Деметра мак колосья женская одежда пеплос обувь calceus сандалии свиток гробница Нерона виа Кассиа via Cassia Инв № 179 SCG 21
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА