Статуя, предположительно изображающая Клеопатру VII.

Мрамор. Статуя — римская копия греческого оригинала конца V в. до н. э. Голова — гипсовый слепок с античной головы.
Инв. № 179.

Рим, Ватиканские музеи, Музей Пия—Климента, Зал греческого креста, 21.

Происхождение:
Из рай­о­на «Гроб­ни­цы Неро­на» на виа Кас­сиа.

Описание:

21. Без­гла­вая ста­туя со слеп­ком голо­вы Клео­пат­ры (рис. 46).

Жен­ская ста­туя про­ис­хо­дит не из «Гроб­ни­цы Неро­на» на виа Кас­сиа (рас­коп­ки 1784 г.), как счи­та­лось дол­гое вре­мя, а с терри­то­рии Вил­лы Квин­ти­ли­ев («Ста­рый Рим») на виа Аппиа (рас­коп­ки Пецол­ли в 1783—1784 гг.). Пер­во­на­чаль­ная голо­ва Клео­пат­ры (антич­ная, но не отно­ся­ща­я­ся к ста­туе) с 1986 г. выстав­ле­на в Гри­го­ри­ан­ском свет­ском музее (инв. № 38511) и затем заме­не­на здесь слеп­ком; руки и ноги ста­туи так­же допол­не­ны. Жен­ская ста­туя — пред­по­ло­жи­тель­но, про­ис­хо­дя­щая из гроб­ни­цы на виа Аппиа в рай­оне Вил­лы Квин­ти­ли­ев — оде­та в длин­ный пеп­лос, с отво­рота­ми (kolpos) по сто­ро­нам, пок­ры­тый накид­кой. Не счи­тая рук с совре­мен­ны­ми атри­бу­та­ми, переде­лав­ши­ми ее в Цере­ру, ста­тую мож­но при­знать рим­ской копи­ей II в. н. э. гре­че­ско­го ори­ги­на­ла клас­си­че­ско­го пери­о­да, напри­мер, близ­ко­го к Прокне Алка­ме­на (ок. 430—420 гг. до н. э.), но с при­зна­ка­ми атти­че­ско­го искус­ства IV в. до н. э. Голо­ва — сле­пок с ори­ги­на­ла 40—30 гг. до н. э., как уже ска­за­но, не отно­ся­ще­го­ся к ста­туе, изо­бра­жаю­ще­го Клео­пат­ру VII Еги­пет­скую (узна­ва­е­мую по порт­ре­там на моне­тах); изящ­ное лицо с тон­ки­ми чер­та­ми, с одной из типич­ных элли­ни­сти­че­ских при­че­сок «дыня», обхва­чен­ной широ­кой диа­де­мой и с цар­ским сим­во­лом (uraeus?) на лбу. Кро­ме ори­ги­на­ла дан­но­го слеп­ка извест­на лишь голо­ва зна­ме­ни­той цари­цы в Бер­лине; осталь­ные порт­ре­ты, недав­но при­пи­сан­ные ей, из-за неопре­де­лен­но­сти при­зна­ков дела­ют такую иден­ти­фи­ка­цию неуве­рен­ной.

Inv. 179; L III 1 p. 169 n° 567 tavv. 54 e 62; H 22; Neudecker p. 196 nota 34; Pietrangeli 1987 p. 145 n° 567 D. In particolare sulla testa di Cleopatra: Richter p. 269 figg. 1863-1864; H. Kyrieleis, Bildnisse der Ptolemäer, Berlin 1975, pp. 108, 125, 128 e 185 n° 1 tav. 107, 8-9; W. Trillmich, in AbhGött, III, 99, 1976, pp. 61-62 note 207-208; E. Brunelle, Die Bildnisse der Ptolemäerinnen, Frankfurt 1976, p. 98 e ss.; K. Vierneisel, in JbBerlMus, 22, 1980, p. 5 e ss.; Fittschen-Zanker III p. 38 n° 40 nota 2; R. R. R. Smith, Hellenistic Royal Portraits, Oxford 1988, pp. 35, 97-98, 133 e 169 n° 67 tav. 44; E. La Rocca, in AA. VV., Kaiser Augustus und die verlorene Republik, Berlin 1988, pp. 306-308 n° 143; R. S. Bianchi, in AA. VV., Cleopatras Egypt, The Brooklyn Museum 1988, n° 76; M. Pfanner, in JdI, 104, 1989, p. 250 n° 24; P. Liverani, in Trésors, n° 128; A. Stewart, Greek Sculpture, New Haven-London 1990, pp. 233, 323 e 325 fig. 879; P. Liverani, in BMonMusPont, XII, 1992, pp. 86, 92-93, 104 fig. 3; V. Kockel, Porträtreliefs stadtrömischer Grabbauten, Mainz am Rhein 1993, p. 38 note 312-313 e p. 41; Moreno pp. 703-704, 730, 746 e 749 fig. 924; T. Mikocki, Sub Specie Deae, Roma 1995, p. 242 nota 177; Schädler p. 95 n° 37.


Источники:
(сс) 2006 г. Фото: С. И. Сосновский (CC BY-SA 4.0).
Подпись, происхождение: музейная подпись к скульптуре (2005 г.).
© 1999 г. Описание: Spinola G. Guide cataloghi Musei Vaticani, 4. Il Museo Pio Clementino, 2. Città del Vaticano, Roma, 1999, с. 281—282, кат. № SCG 21.
© 2015 г. Перевод с итал. С. И. Сосновского.

комм.

комм.
ПОИСК ИЗОБРАЖЕНИЙ В АНТИЧНОМ ИСКУССТВЕ
Ключевые слова: мрамор статуя женский портрет Клеопатра VII Филопатра g575 Птолемеи в образе Цереры Церера Деметра мак колосья женская одежда пеплос обувь calceus сандалии свиток гробница Нерона виа Кассиа via Cassia Roma Vecchia Инв № 179 SCG 21
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА