Основание колонны с дионисийскими рельефами (передняя сторона). Сцена собрания богов
Мрамор. Эпоха Северов. Салерно, Кафедральный собор. Фото: И. А. Шурыгин

Основание колонны с дионисийскими рельефами (передняя сторона). Сцена собрания богов.

Мрамор. Эпоха Северов.

Салерно, Кафедральный собор.

Описание:
База колон­ны, укра­шен­ная дио­ни­сий­ски­ми сце­на­ми.

Место­на­хож­де­ние: Салер­но, Дуо­мо, север­ная сто­ро­на атрия.

Про­ис­хож­де­ние: пред­по­ло­жи­тель­но, из кафед­раль­но­го собо­ра, где мог­ла исполь­зо­вать­ся в каче­стве чаши для свя­той воды, либо из хра­ма Помо­ны (антич­ный храм, руи­ны кото­ро­го были исполь­зо­ва­ны при стро­и­тель­стве архи­епи­скоп­ско­го двор­ца в Салер­но — И. Ш.).

Место изготов­ле­ния: Кам­па­ния?

Мате­ри­ал: про­кон­нес­ский мра­мор.

Раз­ме­ры: выс. 0,76 м; дл. 0,65 м; шир. 0,76 м.

Сохран­ность: поверх­ность сох­ра­ни­лась фраг­мен­тар­но. Высту­паю­щие углы верх­не­го и ниж­не­го цоко­лей отби­ты. Декор кар­ни­зов частич­но стерт. Фигу­ры с повреж­де­ни­я­ми, лица отсут­ст­ву­ют. На верх­ней сто­роне рез­цом была созда­на ворон­ко­об­раз­ная полость; на зад­ней поверх­но­сти име­ет­ся канал для под­во­да и отвер­стие сли­ва воды.

Опи­са­ние: пря­мо­уголь­ной фор­мы осно­ва­ние колон­ны, с трех сто­рон укра­шен­ное дио­ни­сий­ски­ми сце­на­ми. Свер­ху и сни­зу база огра­ни­че­на высту­паю­щи­ми цоко­ля­ми; обло­мы оформ­ле­ны глад­ки­ми полоч­ка­ми, лес­бий­ским кима­ти­ем и аст­ра­га­лом с деко­ра­тив­ны­ми эле­мен­та­ми в фор­ме вере­тен (фуза­рол). Три релье­фа с фигу­ра­ми обрам­ле­ны кар­ни­за­ми с деко­ром в виде жем­чу­жин.

На глав­ной сто­роне пред­став­ле­на сце­на собра­ния богов. Спра­ва изо­бра­же­на в три чет­вер­ти сидя­щая на троне муж­ская боро­да­тая фигу­ра с пок­ры­той голо­вой (capite velato). Она обла­че­на в длин­ные одеж­ды с бога­той дра­пи­ров­кой и палуда­мен­тум. Рядом сто­ит оде­тая жен­ская фигу­ра, дер­жа­щая в пра­вой руке некий пред­мет (коро­ну?). За ней сле­ду­ет фигу­ра обна­жен­но­го муж­чи­ны, с лево­го пле­ча кото­ро­го сви­са­ет льви­ная шку­ра. Сле­ва от него изо­бра­же­на пиния, рядом с кото­рой сто­ит жен­ская фигу­ра в бога­той дра­пи­ров­ке. У ее ног лежит пред­мет, пред­по­ло­жи­тель­но, кор­зи­на (циста) для мисте­рий.


На боко­вых сто­ро­нах пред­став­ле­ны сце­ны из дио­ни­сий­ско­го цик­ла. На левой пане­ли изо­бра­же­на сце­на вин­де­ми­а­лий, дей­ст­ву­ю­щи­ми лица­ми кото­рой явля­ют­ся сати­ры-сбор­щи­ки вино­гра­да: трое из них гото­вят­ся давить в чане вино­град, сок кото­ро­го будет сте­кать в сосуд, сто­я­щий перед чаном. Еще один сатир, сто­я­щий на при­став­ной лест­ни­це, соби­ра­ет вино­град­ные гроз­дья, дру­гой взби­ра­ет­ся на дере­во, и еще один сто­ит на зем­ле. На зад­нем плане вид­не­ет­ся дре­во жиз­ни с пыш­ной лист­вой.

Пра­вая панель содер­жит сце­ну тиа­за. Про­цес­сию воз­глав­ля­ет мена­да, изо­бра­жен­ная в про­филь, кото­рая идет, запро­ки­нув голо­ву и под­няв руку. За ней сле­ду­ет кен­тавр с малень­ким аму­ром на спине, а на зад­нем плане вид­не­ет­ся пля­шу­щая мена­да. Шест­вие завер­ша­ет вто­рой кен­тавр с под­ня­той рукой, изо­бра­жен­ный в про­филь (пока­за­на толь­ко поло­ви­на его фигу­ры).

Обсуж­де­ние. Guglielmi счи­тал, что глав­ная сце­на посвя­ще­на воз­вра­ще­нию Про­зер­пи­ны от мате­ри, тогда как жан­ро­вые сцен­ки на боко­вых сто­ро­нах выра­жа­ют радость по пово­ду ее воз­вра­ще­ния. В 1934 г. было уста­нов­ле­но, что тыль­ная сто­ро­на не несет релье­фа, на ней име­ет­ся лишь отвер­стие для слив­ной тру­бы. Мест­ные иссле­до­ва­те­ли тра­ди­ци­он­но счи­та­ли, что дан­ное осно­ва­ние явля­лось алта­рем из т. н. «хра­ма Помо­ны», мест­но­го кам­пан­ско­го боже­ства, кото­ро­му, соглас­но ста­рин­ным источ­ни­кам, в горо­де был посвя­щен храм. Дан­ный пред­мет отно­сит­ся к груп­пе осно­ва­ний пря­мо­уголь­ной, круг­лой и, в одном слу­чае, окта­го­наль­ной фор­мы, укра­шен­ных дио­ни­сий­ски­ми сце­на­ми, кото­рые слу­жи­ли база­ми колонн, в основ­ном, в эпо­ху Севе­ров. Эти экзем­пля­ры, деко­ри­ро­ван­ные с двух, трех или четы­рех сто­рон, име­ют типо­ло­ги­че­ское сход­ство с квад­рат­ны­ми плит­ка­ми (quadretto) с обрам­ле­ни­ем и высту­паю­щи­ми верх­ним и ниж­ним цоко­ля­ми, на кото­рых изо­бра­жа­лись дио­ни­сий­ские про­цес­сии с мена­да­ми и сати­ра­ми, сце­ны празд­ни­ка сбо­ра вино­гра­да или подви­ги Герак­ла. Образ­цы, хра­ня­щи­е­ся в основ­ном в рим­ских музе­ях, могут быть сгруп­пи­ро­ва­ны по изо­бра­жен­ным на них сце­нам и по типам кар­ни­зов. Четы­ре экзем­пля­ра — в гале­рее Кья­ра­мон­ти, в церк­ви S. Maria dell’Anima, в Бостоне и в извест­ной кол­лек­ции в Поц­цо — три сто­ро­ны кото­рых обрам­ле­ны кар­ни­зом с аст­ра­га­лом и обра­зу­ю­щи­ми вер­ти­каль листья­ми акан­та, несут изо­бра­же­ния пля­шу­щих менад и сати­ров. Экзем­пляр округ­лой фор­мы с дио­ни­сий­ски­ми сце­на­ми нахо­дит­ся в Пари­же, в Лув­ре. Дру­гая груп­па хра­нит­ся на вил­ле Аль­ба­ни. Сюже­ты те же, но кар­ни­зы с аст­ра­га­ла­ми и жем­чу­жи­на­ми (в этом слу­чае, рас­по­ло­жен­ны­ми сна­ру­жи), листья­ми акан­та и сти­ли­зо­ван­ной лозой отли­ча­ют­ся от тако­вых в преды­ду­щей груп­пе. Один экзем­пляр из этой груп­пы обна­ру­жи­ва­ет сход­ство с нашим, посколь­ку содер­жит точ­но такую же сце­ну дав­ки вино­гра­да в чане; этот мотив был широ­ко рас­про­стра­нен в рим­ском искус­стве, и осо­бен­но часто встре­ча­ет­ся на сар­ко­фа­гах середи­ны II в. н. э. Одна и та же ико­но­гра­фи­че­ская схе­ма вин­де­ми­а­лий — сбор, пере­нос­ка и дав­ка вино­гра­да — исполь­зо­ва­на на несколь­ких сар­ко­фа­гах, хра­ня­щих­ся в Риме, из кото­рых один нахо­дит­ся в палац­цо Вене­ция, дру­гой, пред­став­ля­ю­щий собой фраг­мент крыш­ки, хра­нит­ся в Нацио­наль­ном рим­ском музее, два кам­пан­ских экзем­пля­ра — в Капуе и Теа­но; извест­ны так­же четы­ре лено­са со сце­на­ми дав­ки вино­гра­да. Три осно­ва­ния колонн с ины­ми ико­но­гра­фи­че­ски­ми моти­ва­ми выстав­ле­ны во двор­це Кон­сер­ва­то­ров; с трех сто­рон они име­ют кар­ни­зы — верх­ний из листьев акан­та, а ниж­ний, сход­ный с нашим, — с лес­бий­ским кима­ти­ем. Дру­гой экзем­пляр в Капи­то­лий­ских музе­ях несет изо­бра­же­ние подви­гов Герак­ла, и еще один, най­ден­ный в ходе пап­ских рас­ко­пок в севе­ри­ан­ской зоне рим­ско­го фору­ма и хра­ня­щий­ся ныне в Пала­тин­ском музее, содер­жит сце­ну мифа о Герак­ле и Авге. В музе­ях Вати­ка­на име­ют­ся два экзем­пля­ра круг­лой фор­мы с нилот­ски­ми сце­на­ми еги­пет­ско­го куль­та.

Мотив жем­чу­жин, укра­шаю­щих фигур­ный кар­низ, встре­ча­ет­ся на еще лишь одном экзем­пля­ре с дио­ни­сий­ски­ми сце­на­ми, кото­рый нахо­дит­ся под базой колон­ны в атрии Дуо­мо, но, к сожа­ле­нию, во фраг­мен­ти­ро­ван­ном виде. Он обна­ру­жи­ва­ет сти­ли­сти­че­ское сход­ство с нашим в том, что каса­ет­ся исполь­зо­ва­ния бура­ва, кото­рым выпол­не­ны малень­кие углуб­ле­ния в кима­тии, а так­же дра­пи­ров­ки фигур.

Раз­но­род­ность всех этих экзем­пля­ров как по фор­ме (хотя у боль­шин­ства она пря­мо­уголь­ная), так и по деко­ру, при том, что все они отно­сят­ся к одно­му пери­о­ду, а имен­но, к эпо­хе Севе­ров, тем не менее, свиде­тель­ст­ву­ет об общей прак­ти­ке при­ме­не­ния мону­мен­таль­ных осно­ва­ний, бога­тые укра­ше­ния кото­рых име­ли сим­во­ли­че­ское зна­че­ние, в каче­стве осно­ва­ний для колонн внут­ри неко­то­рых город­ских зда­ний, веро­ят­но, имев­ших отно­ше­ние к отправ­ле­нию рели­ги­оз­ных куль­тов.

Дати­ров­ка: конец II в. н. э.

Биб­лио­гра­фия:

STAIBANO 1871, p. 22 s.; GUGLIELMI 1885, pp. 17—19; M. de Angelis, Un tempio ed un’ara, ASPS, 1924, pp. 114—116; CAPONE, II, 1929, pp. 35—37; DE ANGELIS 1937, pp. 38—41; BRACCO 1979, pp. 83—84; DRÄGER 1994, pp. 169 s. tav. 102, 1—3; catalogo BAAAS, scheda n. 17, 1997 (A. Feola).

Angela Palmentieri

Литература:
Angela Palmentieri. CIVITATES SPOLIATAE. RECUPERO E RIUSO DELL’ANTICO IN CAMPANIA TRA L’ETA POST-CLASSICA E IL MEDIOEVO (IV—XV SEC.). 2009/2010, с. 245—247.

Источники:
© 2012 г. Фото: И. А. Шурыгин.
© 2010 г. Описание: Angela Palmentieri. CIVITATES SPOLIATAE. RECUPERO E RIUSO DELL’ANTICO IN CAMPANIA TRA L’ETA POST-CLASSICA E IL MEDIOEVO (IV—XV SEC.). 2009/2010, с. 245—247.
© 2015 г. Перевод с итал.: И. А. Шурыгин.
Скачать бесплатные шаблоны битрикс для сайта.
Ключевые слова: мрамор база основание колонны рельеф дионисийские сцены собрание богов храм Помоны Помона Аид Гадес Плутон Персефона Прозерпина под покрывалом с покрытой головой capite velato веретено фузарола fusarola лист листья аканфа аканф лесбийский киматий дерево пиния pinus pinea корзина циста киста cista