Жертвоприношение Юпитеру Капитолийскому.
Рельефная панель с триумфальной арки Марка Аврелия (предположительно).
Мрамор. 176—180 гг. н. э.Выс. 350 см.Инв. № S 807.Рим, Капитолийские музеи, Дворец консерваторов, Главная лестница Фото: И. А. Шурыгин
Жертвоприношение Юпитеру Капитолийскому. Рельефная панель с триумфальной арки Марка Аврелия (предположительно).
Мрамор. 176—180 гг. н. э.
Выс. 350 см.
Выс. 350 см.
Инв. № S 807.
Рим, Капитолийские музеи, Дворец консерваторов, Главная лестница.
Происхождение:
Предположительно, первоначально рельеф являлся частью отделки арки Марка Аврелия на Римском форуме. В VI в. рельефы арки были вмонтированы в стены церкви S. Martina на Форуме. В 1515 г. по распоряжению папы Льва X рельефы были перемещены во двор palazzo dei Conservatori, а в 1572 г. были вмонтированы в стену лестницы этого дворца, где и находятся поныне.
Описание:
Триумфальная процессия (имеется в виду рельеф «триумф Марка Аврелия» из этой же серии — И. Ш. ) останавливается на Капитолийском холме перед храмом Юпитера Наилучшего Величайшего (Jupiter Optimus Maximus), где император совершает жертвоприношение (Ryberg (1967) 21—27 figs. 14, 16, 17; Koeppel (1986) 52—56 figs. 29, 30; Angelicoussis (1984) 154 pl. 67,1). Как и на панели lustratio, императору, облаченному в тогу и с покрытой головой (capite velato) помогает камилл (camillus), который держит в руках шкатулку с благовониями. Церемония проходит с музыкальным аккомпанементом. Жертвенный бык находится на заднем плане, его ведет виктимарий (victimarius). Рядом с Марком Аврелием находятся фламин Юпитера (flamen Dialis), гений Сената (Genius Senatus) и гений Римского народа (Genius Populi Romani). Место, где происходит церемония, легко узнаваемо: напротив храма Юпитера Наилучшего Величайшего, который определяется по трем дверям, ведущим в три целлы капитолийской триады — Юпитера, Юноны и Минервы. Все они также видны в центральной части фронтона в окружении многочисленных фигур.
Литература:
A companion to Marcus Aurelius. Ed. by Marcel van Ackeren. Dlackwell publishing, 2012. P. 312.
Источники: