Великая весталка
Греческий мрамор. II четверть II в. н. э.
Инв. № 639.
Рим, Национальный римский музей, Термы Диоклетиана, Малый клуатр Чертозы. Фото: И. А. Шурыгин

Великая весталка.

Греческий мрамор. II четверть II в. н. э.
Инв. № 639.

Рим, Национальный римский музей, Термы Диоклетиана, Малый клуатр Чертозы.

Происхождение:
Рим­ский форум, Дом веста­лок, атрий, рас­коп­ки 1884 г.

Описание:
Ста­туя Вели­кой вестал­ки.

Мра­мор гре­че­ских ост­ро­вов, пред­по­ло­жи­тель­но, парос­ский.
Высота 121 см.
Инв. № 639.

С рим­ско­го фору­ма. Обна­ру­же­на 2 янва­ря 1884 г. (Lindner) в атрии Весты.

Отсут­ст­ву­ют часть фигу­ры ниже таза, левая и пра­вая руки от середи­ны пред­пле­чий; неко­то­рые участ­ки полы с незна­чи­тель­ны­ми повреж­де­ни­я­ми. В верх­ней части пок­ры­тия голо­вы сле­ва име­ет­ся неболь­шое отвер­стие.

Место обна­ру­же­ния ста­туи и типич­ное оде­я­ние поз­во­ля­ют уве­рен­но опре­де­лить изо­бра­жен­ную жен­щи­ну как Вели­кую вестал­ку, самую стар­шую жри­цу куль­та мест­но­го боже­ства. Фигу­ра, в исход­ном виде сто­яв­шая с опо­рой на пра­вую ногу, оде­та в про­стор­ную туни­ку, склад­ки кото­рой обо­зна­ча­ют очер­та­ния тела, с рука­ва­ми на пуго­ви­цах до нача­ла пред­пле­чий. Сра­зу под гру­дью туни­ка пере­тя­ну­та тон­ким поя­сом. По бокам фигу­ра пок­ры­та объ­е­ми­стой накид­кой, склад­ки кото­рой собра­ны на левом пред­пле­чье. Голо­ва кза­ди от теме­ни пок­ры­та суф­фи­бу­лом (suffibulum) — квад­рат­ным плат­ком, наде­ва­е­мым жре­ца­ми во вре­мя жерт­во­при­но­ше­ний, — кото­рый нис­па­да­ет на грудь и закреп­лен круг­лой деко­ри­ро­ван­ной фибу­лой.

Порт­рет явля­ет­ся изо­бра­же­ни­ем жен­щи­ны с хоро­шо про­ра­ботан­ны­ми чер­та­ми лица, харак­тер­ны­ми для зре­ло­го воз­рас­та, с неболь­ши­ми меш­ка­ми под гла­за­ми и вяло­стью кожи в обла­сти рта и под­бо­род­ка. Гла­за под круп­ным лбом кажут­ся боль­ши­ми и выра­зи­тель­ны­ми, радуж­ки и зрач­ки про­ра­бота­ны. Бро­ви слег­ка обо­зна­че­ны тон­ки­ми штри­ха­ми, нане­сен­ны­ми малым рез­цом. Нос име­ет утол­щен­ную спин­ку, рот же доволь­но неболь­шой, с тон­кой верх­ней губой; на под­бо­род­ке име­ет­ся неболь­шая ямка.

Воло­сы, собран­ные в слож­ную при­чес­ку, уло­же­ны коль­ца­ми, лежа­щи­ми одно на дру­гом до теме­ни, а длин­ные пряди, обра­зуя изги­бы, спус­ка­ют­ся по кра­ям шеи на грудь. На лбу рас­хо­дят­ся по сто­ро­нам два широ­ких завит­ка, разде­лен­ных в цен­тре и пок­ры­тых корот­ки­ми косы­ми штри­ха­ми рез­ца. Два неболь­ших зави­тых локо­на вид­не­ют­ся за уша­ми.

На ста­ром анти­квар­ном рын­ке Рима фигу­ри­ро­ва­ла некая реп­ли­ка дан­но­го порт­ре­та, кото­рая ныне утра­че­на. Пред­по­ло­жи­тель­но, она отно­си­лась к тому же кон­тек­сту, что и обсуж­да­е­мая ста­туя, хотя ее аутен­тич­ность неко­то­ры­ми под­вер­га­лась сомне­нию. Она изо­бра­жа­ла жри­цу с точ­но такой же необыч­ной при­чес­кой, но с баш­не­об­раз­ной коро­ной (corona turrita) на голо­ве.

Ста­туя отно­сит­ся к часто встре­чаю­ще­му­ся типу, кото­рый не слу­чай­но вос­про­из­во­дит и вто­рой экзем­пляр, обна­ру­жен­ный в Доме веста­лок (Atrium Vestae, инв. № 408050). Уже не раз было отме­че­но, что схе­ма подоб­ных, как порт­рет­ных, так и иде­аль­ных изо­бра­же­ний часто вклю­ча­ла в себя атри­бу­ты боги­ни Фор­ту­ны, а ино­гда и боги­ни Гиги­еи. В дан­ном слу­чае сле­дов атри­бу­тов не име­ет­ся, поэто­му невоз­мож­но утвер­ждать, что в пра­вой руке фигу­ра дер­жа­ла рог изоби­лия либо пате­ру. Как в общем плане, так и на осно­ва­нии про­пор­ций фигу­ры, наблюда­е­мых и у боль­шин­ства реплик, дан­ный тип обыч­но рас­смат­ри­ва­ет­ся как про­из­вод­ный от элли­ни­сти­че­ской моде­ли, в осно­ве кото­рой, в свою оче­редь, лежа­ли клас­си­че­ские схе­мы вто­рой поло­ви­ны V в. до н. э. По при­чине того, что на про­тя­же­нии эпо­хи импе­рии было созда­но мно­же­ство вари­а­ций дан­но­го типа, воз­ни­ка­ет труд­но­раз­ре­ши­мый вопрос о том, про­ис­хо­дит ли он непо­сред­ст­вен­но от гре­че­ско­го образ­ца, или, что более веро­ят­но, явля­ет­ся сво­бод­ной адап­та­ци­ей схе­мы, полу­чив­шей широ­кое рас­про­стра­не­ние.

Отно­си­тель­но дати­ров­ки вестал­ки из музея Терм суще­ст­ву­ют раз­лич­ные вари­ан­ты, начи­ная от середи­ны II в. н. э., посколь­ку име­ет­ся сход­ство с при­чес­кой Фау­сти­ны Стар­шей. В общем, срав­ни­тель­ный ана­лиз выявил так­же общие чер­ты порт­ре­та с изо­бра­же­ни­я­ми Вибии Саби­ны и Мати­дии (в осо­бен­но­сти с бюстом из Баий capite velato в архео­ло­ги­че­ском музее Неа­по­ля, инв. № 6023). Таким обра­зом, ста­тую мож­но дати­ро­вать пери­о­дом кон­ца прав­ле­ния Адри­а­на — нача­лом эпо­хи Анто­ни­нов, т. е. вто­рой чет­вер­тью II в. н. э.

Giuseppe Scarpati

Литература:
Terme di Diocleziano. Il chiostro piccolo della Certosa di Santa Maria degli Angeli. Roma, ed. Electa, 2014, p. 146—147.

Источники:
© 2015 г. Фото: И. А. Шурыгин.
© 2014 г. Описание: Terme di Diocleziano. Il chiostro piccolo della Certosa di Santa Maria degli Angeli. Roma, ed. Electa, 2014, с. 146—147.
© 2015 г. Пер. с итал.: И. А. Шурыгин.
Ключевые слова: греческий мрамор женская статуя старшая верховная великая весталка жрица Весты женская одежда стола палла прическа застежка фибула атрий Весты Инв № 639