Портрет Домициана.

Мрамор. 90-е гг.

Рим, Капитолийские музеи, Дворец консерваторов.

Описание:
Искус­ст­во вре­ме­ни прав­ле­ния Доми­ци­а­на (81—96 гг. н. э.) носит наз­ва­ние позд­не­фла­ви­ев­ско­го. Порт­ре­ты при­об­ре­та­ют боль­шую утон­чен­ность в переда­че внут­рен­не­го мира людей с менее целост­ным и здо­ро­вым взглядом на жизнь, чем в пери­од ста­нов­ле­ния дина­стии. На ход раз­ви­тия искус­ства ока­зы­ва­ла вли­я­ние и лич­ность само­го Доми­ци­а­на и обста­нов­ка, кото­рая сло­жи­лась в пери­од его цар­ст­во­ва­ния. В отли­чие от сво­е­го отца Вес­па­си­а­на и бра­та Тита Доми­ци­ан был неуве­рен в себе, подо­зри­те­лен и жесток. Послед­ние семь лет прав­ле­ния были омра­че­ны про­яв­ле­ни­я­ми его дес­по­тиз­ма. Воз­будив к себе нена­висть окру­жаю­щих, Доми­ци­ан был убит в резуль­та­те заго­во­ра, в кото­ром при­ня­ли уча­стие его жена и воль­ноот­пу­щен­ник.

Мно­го­чис­лен­ные ста­туи и бюсты Доми­ци­а­на были почти пол­но­стью уни­что­же­ны про­тив­ни­ка­ми после его убий­ства. «...Сенат при­ка­зал при­не­сти лест­ни­цы и в сво­ем при­сут­ст­вии убрать ото­всюду меда­льо­ны с баре­льеф­ны­ми его изо­бра­же­ни­я­ми и бюсты и тут же раз­бить их о зем­лю, а напо­сле­док поста­но­вил сте­реть над­пи­си с его име­нем и уни­что­жить его память» (Све­то­ний, Доми­ци­ан, 23).

До наше­го вре­ме­ни дошло поэто­му не мно­го порт­ре­тов это­го импе­ра­то­ра. Один из них нахо­дит­ся в Риме во двор­це Кон­сер­ва­то­ров. В пери­од Фла­ви­ев порт­рет­ные голо­вы изо­бра­жа­лись обыч­но погруд­ны­ми, с раз­вер­ну­ты­ми пле­ча­ми. В этом бюсте пле­чи утра­че­ны, сох­ра­ни­лась толь­ко сред­няя часть груди. Голо­ва повер­ну­та вле­во и чуть-чуть опу­ще­на. Очень высо­кий лоб обрам­лен доволь­но длин­ны­ми, вол­ни­сты­ми прядя­ми волос. Боль­шой мяси­стый нос нави­са­ет над харак­тер­ной [с.44] тол­стой верх­ней губой. В пово­ро­те голо­вы, трак­тов­ке глаз, непри­ят­ной улыб­ке — мно­го инди­виду­аль­но­го. Облик импе­ра­то­ра носит отпе­ча­ток пере­жи­ва­ний, свой­ст­вен­ных его поры­ви­стой и неурав­но­ве­шен­ной нату­ре. В порт­ре­те улов­ле­на сущ­ность харак­те­ра, переда­ны неуве­рен­ность в себе и подо­зри­тель­ность. «В управ­ле­нии импе­ри­ей он вел себя неоди­на­ко­во, пред­став­ляя рав­но­мер­ное соеди­не­ние поро­ков и доб­ро­де­те­лей, пока так­же и доб­ро­де­те­ли не пре­вра­ти­лись в порок, и он... стал... жесто­ким от стра­ха...» (Све­то­ний, Доми­ци­ан, 3).


Источники:
© Фото, текст: Н. Н. Бритова, Н. М. Лосева, Н. А. Сидорова. РИМСКИЙ СКУЛЬПТУРНЫЙ ПОРТРЕТ. М., «Искусство», 1975, с. 43—44, илл. 68.
ENGLISH

Вы можете отметить интересные вам фрагменты текста, которые будут доступны по уникальной ссылке в адресной строке браузера.

Ключевые слова: мрамор мужской портрет бюст римский император Домициан Флавии