Портрет Домициана
Мрамор. 90-е гг.Рим, Капитолийские музеи, Дворец консерваторов.

Портрет Домициана.

Мрамор. 90-е гг.

Рим, Капитолийские музеи, Дворец консерваторов.

Описание:
Искус­ство вре­ме­ни прав­ле­ния Доми­ци­а­на (81—96 гг. н. э.) носит наз­ва­ние позд­не­фла­ви­ев­ско­го. Порт­ре­ты при­об­ре­та­ют боль­шую утон­чен­ность в пере­да­че внут­рен­не­го мира людей с менее целост­ным и здо­ро­вым взглядом на жизнь, чем в пери­од ста­нов­ле­ния дина­стии. На ход раз­ви­тия искус­ства ока­зы­ва­ла вли­я­ние и лич­ность само­го Доми­ци­а­на и обста­нов­ка, кото­рая сло­жи­лась в пери­од его цар­ст­во­ва­ния. В отли­чие от сво­его отца Вес­па­си­а­на и бра­та Тита Доми­ци­ан был неуве­рен в себе, подо­зри­те­лен и жесток. Послед­ние семь лет прав­ле­ния были омра­че­ны про­яв­ле­ни­я­ми его дес­по­тиз­ма. Воз­будив к себе нена­висть окру­жаю­щих, Доми­ци­ан был убит в резуль­та­те заго­во­ра, в кото­ром при­ня­ли уча­стие его жена и воль­ноот­пу­щен­ник.

Мно­го­чис­лен­ные ста­туи и бюсты Доми­ци­а­на были почти пол­но­стью уни­что­же­ны про­тив­ни­ка­ми после его убий­ства. «...Сенат при­ка­зал при­не­сти лест­ни­цы и в сво­ем при­сут­ст­вии убрать ото­всюду меда­льо­ны с баре­льеф­ны­ми его изо­бра­же­ни­я­ми и бюсты и тут же раз­бить их о зем­лю, а напо­сле­док поста­но­вил сте­реть над­пи­си с его име­нем и уни­что­жить его память» (Све­то­ний, Доми­ци­ан, 23).

До наше­го вре­ме­ни дошло поэто­му не мно­го порт­ре­тов это­го импе­ра­то­ра. Один из них нахо­дит­ся в Риме во двор­це Кон­сер­ва­то­ров. В пери­од Фла­ви­ев порт­рет­ные голо­вы изо­бра­жа­лись обыч­но погруд­ны­ми, с раз­вер­ну­ты­ми пле­ча­ми. В этом бюсте пле­чи утра­че­ны, сох­ра­ни­лась толь­ко сред­няя часть груди. Голо­ва повер­ну­та вле­во и чуть-чуть опу­ще­на. Очень высо­кий лоб обрам­лен доволь­но длин­ны­ми, вол­ни­сты­ми прядя­ми волос. Боль­шой мяси­стый нос нави­са­ет над харак­тер­ной [с.44] тол­стой верх­ней губой. В пово­ро­те голо­вы, трак­тов­ке глаз, непри­ят­ной улыб­ке — мно­го инди­виду­аль­но­го. Облик импе­ра­то­ра носит отпе­ча­ток пере­жи­ва­ний, свой­ст­вен­ных его поры­ви­стой и неурав­но­ве­шен­ной нату­ре. В порт­ре­те улов­ле­на сущ­ность харак­те­ра, пере­да­ны неуве­рен­ность в себе и подо­зри­тель­ность. «В управ­ле­нии импе­ри­ей он вел себя неоди­на­ко­во, пред­став­ляя рав­но­мер­ное соеди­не­ние поро­ков и доб­ро­де­те­лей, пока так­же и доб­ро­де­те­ли не пре­вра­ти­лись в порок, и он... стал... жесто­ким от стра­ха...» (Све­то­ний, Доми­ци­ан, 3).


Источники:
© Фото, текст: Н. Н. Бритова, Н. М. Лосева, Н. А. Сидорова. Римский скульптурный портрет. М., «Искусство», 1975, с. 43—44, илл. 68.
Ключевые слова: скульптура скульптурный sculptura римский римская римские имперский римский император домициан домициана imperator domitianus портрет портреты портретный портретная римский династия флавиев флавии gens flavia flavii мрамор мужской портрет бюст римский император домициан флавии