Голова Марка Аврелия
Мрамор. Ок. 160—170 гг. Сидар-Рапидс (США, Айова), Музей искусства, коллекция Райли.

Голова Марка Аврелия.

Мрамор. Ок. 160—170 гг.

Сидар-Рапидс (США, Айова), Музей искусства, коллекция Райли.

Описание:
Марк, сын Анния Вера и Доми­ции Луцил­лы, родил­ся в Риме в апре­ле 121 г. Его отец, шурин Анто­ни­на Пия, умер, когда Мар­ку было толь­ко десять меся­цев. Еще ребен­ком Марк заслу­жил похва­лы Адри­а­на, кото­рый, пыта­ясь создать сво­его рода дина­стию, велел Анто­ни­ну Пию усы­но­вить его. Он полу­чил имя Марк Элий Авре­лий Вер Цезарь, отра­жав­шее раз­лич­ные семей­ные и поли­ти­че­ские свя­зи. Марк был обру­чен с доче­рью Элия Цеза­ря, одна­ко, после вос­ше­ст­вия на пре­стол Анто­ни­на Пия, помолв­ка была отме­не­на и Марк обру­чил­ся с доче­рью само­го импе­ра­то­ра, Анни­ей Гале­ри­ей Фау­сти­ной Млад­шей.

Прав­ле­ние Анто­ни­на Пия про­дол­жа­лось почти 24 года. 7 мар­та 161 г. в соро­ка­лет­нем воз­расте Марк Авре­лий Анто­нин, как его теперь зва­ли, стал импе­ра­то­ром. С вели­ко­ду­ши­ем, харак­тер­ным для его прав­ле­ния, он насто­ял на реа­ли­за­ции поже­ла­ний Анто­ни­на Пия и сде­лал соп­ра­ви­те­лем Луция Вера, сына Элия Цеза­ря. К сожа­ле­нию, неда­ле­кий Вер не был достой­ным парт­не­ром. Его ран­няя смерть в 169 г., веро­ят­но, была облег­че­ни­ем для Мар­ка Авре­лия и рим­ской ари­сто­кра­тии. Авре­лий пра­вил вплоть до сво­ей смер­ти и умер 17 мар­та 180 г., через десять дней после 19-й годов­щи­ны сво­его прав­ле­ния.

Марк Авре­лий был одним из луч­ших рим­ских импе­ра­то­ров и близ­ко подо­шел к пла­то­нов­ско­му иде­а­лу фило­со­фа-пра­ви­те­ля. Хоть его авто­био­гра­фия и утра­че­на, мы доволь­но хоро­шо зна­ем о его харак­те­ре, эмо­ци­ях и мыс­лях, посколь­ку до нас дошли его «Раз­мыш­ле­ния», нечто вро­де днев­ни­ка. Посколь­ку он был пря­мым наслед­ни­ком с сем­на­дца­ти лет, мы име­ем мно­же­ство его изо­бра­же­ний на моне­тах, отра­жаю­щих изме­не­ния его внеш­но­сти до самой смер­ти. Так­же есть око­ло 25 его порт­ре­тов, изва­ян­ных на колонне Мар­ка Авре­лия, уста­нов­лен­ной его сыном Ком­мо­дом в 193 г. Оттал­ки­ва­ясь от этих дан­ных (и более 110 сох­ра­нив­ших­ся изва­я­ний), уче­ные систе­ма­ти­зи­ро­ва­ли их в четы­ре основ­ных типа порт­ре­тов Мар­ка Авре­лия1.

Голо­ва из собра­ния Riley при­над­ле­жит к груп­пе порт­ре­тов, свя­зан­ных с ран­ни­ми года­ми прав­ле­ния импе­ра­то­ра. Есть близ­кие парал­ле­ли с при­ме­ра­ми в Риме2, Дрездене3 и Пари­же4. Воло­сы на зад­ней части и сто­ро­нах голо­вы выпол­не­ны в небреж­ной мане­ре, что ука­зы­ва­ет на то, что порт­рет нахо­дил­ся в нише. Упро­щен­ная обра­бот­ка голо­вы гово­рит, что на нее смот­ре­ли сни­зу вверх. На это так­же ука­зы­ва­ют раз­мер голо­вы (боль­ше нату­раль­но­го) и обра­ботан­ная осно­ва, — оба этих при­зна­ка гово­рят о том, что голо­ва пер­во­на­чаль­но встав­ля­лась в отдель­но изва­ян­ное туло­ви­ще.


——————
При­ме­ча­ния

1 О порт­ре­тах вооб­ще см. M. Wegner, Die Herrscherbildnisse in antoninischer Zeit (Berlin 1939); idem, “Verzeichnis der Kaiserbildnisse von Antoninus Pius bis Commodus I”, Boreas 2 (1979) 139—81.

2 Terme Museum Inv. 726: Wegner, pl. 20; Capitoline Museum Inv. 650 and 695: FZ I, nos. 65—66, pl. 75.

3 Dresden, Albertinum Inv. 386: Wegner, pl. 3.

4 Louvre Inv. 1161: Wegner, pl. 30. Ср. с при­ме­ром неза­кон­чен­но­го изготов­ле­ния затыл­ка из музея Кор­ки­ры (Wegner, pl. 31).


Литература:
Sotheby (London) Auction Catalogue (12—13 Dec. 1983) no. 341 (иллю­ст­ра­ция сде­ла­на до вос­ста­нов­ле­ния носа); J. Eisenberg, Art of the Ancient World IV (New York 1985) no. 260.

Источники:
© Фото, текст: http://www.vroma.org/~riley/
© 1997 Cedar Rapids Museum of Art, The Tom and Nan Riley Collection.
Photos by C. Randall Tosh, copyright © 1988 The University of Iowa Museum of Art.
Text from Richard Daniel De Puma. Roman Portraits. Iowa City, IA: The University of Iowa, 1988. Copyright © 1988 The University of Iowa Museum of Art.
Ключевые слова: мрамор портрет портретная голова римский император Марк Аврелий