Джузеппе Фиорелли
Портрет работы Томмазо Солари.
Мрамор. 1867 г.
Инв. № 2759.
Неаполь, Чертоза и музей Сан-Мартино. Фото: И. А. Шурыгин

Джузеппе Фиорелли.

Портрет работы Томмазо Солари.
Мрамор. 1867 г.
Инв. № 2759.

Неаполь, Чертоза и музей Сан-Мартино.

Происхождение:
Дар Т. Сола­ри, 1880.

Описание:
Джу­зеп­пе Фио­рел­ли (1823—1896) — ита­льян­ский поли­ти­че­ский дея­тель, архео­лог и нумиз­мат, про­фес­сор архео­ло­гии неа­по­ли­тан­ско­го уни­вер­си­те­та, дей­ст­ви­тель­ный член рос­сий­ской Импе­ра­тор­ской Ака­де­мии наук. Осно­ва­тель ита­льян­ской архео­ло­ги­че­ской шко­лы. Дирек­тор Неа­по­ли­тан­ско­го нацио­наль­но­го архео­ло­ги­че­ско­го музея (1863—1896 гг.), осно­ва­тель и пер­вый дирек­тор музея кар­те­зи­ан­ско­го мона­сты­ря Сан-Мар­ти­но (Неа­поль). С 1860 г. инспек­тор, а с 1863 по 1875 г. — руко­во­ди­тель (суперин­тен­дант) архео­ло­ги­че­ских рас­ко­пок в Пом­пе­ях. Осно­ва­тель Архео­ло­ги­че­ской шко­лы в Пом­пе­ях (Scuola Archeologica di Pompei, 1866). Пред­ло­жил новый мето­ди­че­ский под­ход и тех­ни­ку рас­ко­пок, а так­же прин­ци­пы доку­мен­та­ции, рестав­ра­ции, кон­сер­ва­ции и оцен­ки мате­ри­а­лов рас­ко­пок. Автор топо­гра­фи­че­ской систе­мы Пом­пей и Гер­ку­ла­ну­ма (рай­он — инсу­ла — домус). Автор мето­да гип­со­вой отлив­ки (1863 г.), поз­во­лив­ше­го полу­чить слеп­ки тел жите­лей Пом­пей — жертв извер­же­ния Везу­вия, а так­же раз­лич­ных пред­ме­тов домаш­ней утва­ри и рас­те­ний, погре­бен­ных в тол­ще пеп­ла.
В насто­я­щее вре­мя с этой целью при­ме­ня­ет­ся про­зрач­ная эпок­сид­ная смо­ла, что дает воз­мож­ность увидеть неко­то­рые пред­ме­ты (напри­мер, юве­лир­ные укра­ше­ния, обувь, пред­ме­ты одеж­ды) в тол­ще мате­ри­а­ла.

ПОХИЩЕННЫЕ У СМЕРТИ

Наи­боль­шую извест­ность Джу­зеп­пе Фио­рел­ли при­нес изо­бре­тен­ный им ори­ги­наль­ный метод полу­че­ния гип­со­вых отли­вок тел жертв извер­же­ния Везу­вия, поз­во­лив­ший вос­про­из­во­дить позы, в кото­рых жите­лей Пом­пей настиг­ла смерть. Хотя еще в эпо­ху Бур­бо­нов подоб­ная тех­ни­ка при­ме­ня­лась для полу­че­ния отли­вок пред­ме­тов из орга­ни­че­ских мате­ри­а­лов, таких как две­ри или пред­ме­ты мебе­ли, новый суперин­тен­дант впер­вые при­ме­нил ее для полу­че­ния отли­вок чело­ве­че­ских тел. В сво­ем отче­те о путе­ше­ст­вии в Пом­пеи (3 фев­ра­ля 1863 г.) архео­лог Хайн­рих Брунн так опи­сал этот метод: «Хоро­шо извест­но, что грунт, под сло­ем кото­ро­го погре­бе­ны Пом­пеи, состо­ял из сме­шан­но­го с водой пеп­ла, выб­ро­шен­но­го Везу­ви­ем; эта смесь затвер­де­ла и ста­ла подоб­ной туфу. Впо­след­ст­вии рас­те­ния и живот­ные, засы­пан­ные пеп­лом, сгни­ли и оста­ви­ли после себя поло­сти в тол­ще грун­та. Когда несколь­ко лет назад такие поло­сти были обна­ру­же­ны, по гип­со­вым отлив­кам в мастер­ских уда­лось сде­лать точ­ные копии дере­вян­ных две­рей. Неко­то­рые их фото­гра­фии были опуб­ли­ко­ва­ны синьо­ром Ива­но­вым в наших “Анна­лах” за 1859 г. Про­шлой зимой тем же спо­со­бом были полу­че­ны отлив­ки тел людей, похо­ро­нен­ных под сло­ем пеп­ла в той страш­ной ката­стро­фе… И дей­ст­ви­тель­но, мож­но видеть реаль­ные позы жертв. Напри­мер, невоз­мож­но без вол­не­ния смот­реть на фигу­ру уми­раю­щей жен­щи­ны…» Через несколь­ко дней после полу­че­ния пер­вой отлив­ки Фио­рел­ли напи­сал, что наг­ра­дой за эти уси­лия явил­ся спо­соб полу­че­ния ново­го клас­са мону­мен­тов: не искус­ст­вен­но создан­ных объ­ек­тов, а насто­я­щих тел пред­ков, похи­щен­ных у смер­ти через 18 веков забве­ния.

Мате­ри­а­лы выстав­ки «Похи­щен­ные у смер­ти» (Rapiti alla morte), амфи­те­атр Пом­пей, 2015 г.


Источники:
© 2015 г. Фото: И. А. Шурыгин.
Данные: музейная аннотация.
Ключевые слова: мрамор мужской портрет портретный бюст Джузеппе Фиорелли Giuseppe Fiorelli скульптор Томмазо Солари Tommaso Solari Инв № 2759