Гермес Оратор (Hermes Loghios)
Среднезернистый (пентелийский) мрамор.
Римская копия II в. н. э. бронзового греческого образца V в. до н. э., предположительно, работы Фидия.
Выс. 183 см.
Инв. № 8624.Рим, Римский национальный музей, Палаццо Альтемпс. Фото: И. А. Шурыгин

Гермес Оратор (Hermes Loghios).

Среднезернистый (пентелийский) мрамор.
Римская копия II в. н. э. бронзового греческого образца V в. до н. э., предположительно, работы Фидия.
Выс. 183 см.
Инв. № 8624.

Рим, Римский национальный музей, Палаццо Альтемпс.

Частная коллекция, Лудовизи.
Происхождение:
Из собра­ния Бон­ком­па­ньи Лудо­ви­зи.

Описание:
Эта впе­чат­ля­ю­щая ста­туя явля­ет­ся мра­мор­ной рим­ской копи­ей брон­зо­во­го гре­че­ско­го ори­ги­на­ла от кото­ро­го она отли­ча­ет­ся лишь нали­чи­ем дре­вес­но­го ство­ла под дра­пи­ров­кой и опор­ной пере­мыч­ки у лево­го коле­на. В силу раз­ной проч­но­сти мате­ри­а­лов, мра­мор­ная ста­туя, в отли­чие от брон­зо­вой, не смог­ла бы сох­ра­нять устой­чи­вое вер­ти­каль­ное поло­же­ние, опи­ра­ясь лишь на сто­пы, без допол­ни­тель­ных опор­ных эле­мен­тов.
Скульп­ту­ра при­зна­ет­ся фигу­рой Гер­ме­са, послан­ни­ка богов, по нали­чию голов­но­го убо­ра с кры­лья­ми, кото­рый явля­ет­ся одним из его основ­ных атри­бу­тов. Обна­жен­ная сто­я­щая фигу­ра сто­ит с опо­рой на левую ногу, тогда как левая слег­ка согну­та в колене. С левой руки, почти пол­но­стью опу­щен­ной вдоль туло­ви­ща, обра­зуя мас­су скла­док, сви­са­ет накид­ка; в этой руке ранее нахо­дил­ся брон­зо­вый каду­цей, ныне утра­чен­ный - еще один атри­бут Гер­ме­са.
Пра­вая рука протя­ну­та впе­ред в типич­ном жесте ора­то­ра, посколь­ку Гер­мес так­же являл­ся богом крас­но­ре­чия - отсюда про­ис­хо­дит наз­ва­ние ста­туи: loghios по-гре­че­ски озна­ча­ет "ора­тор­ст­ву­ю­щий".
Ста­туя была най­де­на с мно­же­ст­вом повреж­де­ний; неко­то­рые части отсут­ст­во­ва­ли. Пле­чо было вос­со­зда­но в 1631 г. скуль­п­то­ром Алес­сан­дро Аль­гар­ди (1598-1654), кото­рый, начи­ная с 1626 г. по дого­во­ру с Лудо­ви­зи зани­мал­ся вос­ста­нов­ле­ни­ем всей антич­ной скульп­ту­ры, состав­ляв­шей кол­лек­цию это­го семей­ства.
Сухо­ща­вое тело­сло­же­ние, столь отлич­ное от ана­то­мии фигур стро­го­го сти­ля, типо­ло­гия лица, ком­пакт­но уло­жен­ные локо­ны при­чес­ки и точ­но выве­рен­ный ритм жеста поз­во­ля­ют отне­сти ори­ги­нал при­бли­зи­тель­но к 450 г. до н. э. и счи­тать его про­из­веде­ни­ем вели­ко­го Фидия, либо его шко­лы.

Il Museo Nazionale Romano in Palazzo Altemps. P. A19.


Источники:
© 2015 г. Фото: И. А. Шурыгин.
Описание: перевод с итал.: И. А. Шурыгин.
Ключевые слова: скульптура скульптурный sculptura греческая греческие статуя statua statuae мифология mythologia graeca гермес гермеса hermes римская romana меркурий меркурия mercurius римский римские копия статуи среднезернистый пентелийский мрамор людовизи лудовизи оратор loghios психопомп психопомпос коллекция бонкомпаньи скульптор фидий школа фидия керикей керикейон кадуцей петас дорожная шапочка шапка крылатая жезл плащ альгарди инв № 8624