Голова юного Марка Аврелия
Мрамор. Ок. сер. II в. Рим, Музей Римского форума.

Голова юного Марка Аврелия.

Мрамор. Ок. сер. II в.

Рим, Музей Римского форума.

Описание:
В скульп­тур­ном порт­ре­те еще сох­ра­ня­ет­ся про­стота ком­по­зи­ции, стро­гость пост­ро­е­ния. Но поис­ки боль­шей выра­зи­тель­но­сти при­во­дят к нарас­та­нию живо­пис­ных тен­ден­ций в обра­бот­ке мра­мо­ра. Обиль­нее, чем рань­ше, при­ме­ня­ет­ся бурав при изо­бра­же­нии волос и боро­ды. Зра­чок [с.64] выре­за­ет­ся глуб­же, из жела­ния при­дать гла­зу боль­шую оду­хотво­рен­ность. Поверх­ность лица силь­нее поли­ру­ет­ся и кон­тра­сти­ру­ет с пыш­ной мас­сой волос и боро­ды. Еще более тон­кой ста­но­вит­ся моде­ли­ров­ка мра­мо­ра. Все эти чер­ты осо­бен­но ярко про­яв­ля­ют­ся в порт­ре­тах само­го Мар­ка Авре­лия. Их сох­ра­ни­лось очень мно­го, они отра­жа­ют все пери­о­ды его жиз­ни, начи­ная с юно­го воз­рас­та. Уже в ран­них порт­ре­тах ясно выра­же­но духов­ное нача­ло, харак­тер­ная для Мар­ка Авре­лия само­углуб­лен­ность. Один из луч­ших ран­них его порт­ре­тов нахо­дит­ся в музее Рим­ско­го фору­ма. Голо­ва явля­лась частью ста­туи. Моло­дое лицо тон­ко моде­ли­ро­ва­но, в низ­ком релье­фе обо­зна­че­ны воло­сы на щеках, верх­ней губе и под­бо­род­ке. Поверх­ность лица сгла­же­на. Напро­тив, круп­ные завит­ки волос на голо­ве даны очень кон­траст­но, глу­бо­ки­ми вре­за­ми бура­ва. Гла­за полу­при­кры­ты верх­ни­ми века­ми, что повто­ря­ет­ся на всех изо­бра­же­ни­ях Мар­ка Авре­лия и встре­ча­ет­ся на мно­гих дру­гих анто­ни­нов­ских порт­ре­тах, пре­вра­ща­ясь в харак­тер­ный для это­го вре­ме­ни худо­же­ст­вен­ный при­ем. Поме­щен­ный под верх­ним веком зра­чок при­да­ет лицу юно­го Мар­ка Авре­лия задум­чи­вое выра­же­ние. Порт­ре­ты импе­ра­то­ра в зре­лом воз­расте отли­ча­ют­ся внеш­ней реп­ре­зен­та­тив­но­стью, про­стотой, урав­но­ве­шен­но­стью ком­по­зи­ции. Они отра­жа­ют лич­ные каче­ства Мар­ка Авре­лия — трудо­лю­бие, уме­рен­ность в повсе­днев­ной жиз­ни. Подоб­но сво­им пред­ше­ст­вен­ни­кам, он носил боро­ду, как гре­че­ские фило­со­фы.

Источники:
© Фото, текст: Н. Н. Бритова, Н. М. Лосева, Н. А. Сидорова. Римский скульптурный портрет. М., «Искусство», 1975, с. 63—64, илл. 106.
Ключевые слова: мрамор мужской портрет голова римский император Марк Аврелий юноша