Бюст Марка Аврелия.

Мрамор. 170—180-е гг.

Рим, Национальный римский музей.

Описание:
Чер­ты само­углуб­лен­но­сти осо­бен­но силь­но выра­же­ны в изо­бра­же­ни­ях пожи­ло­го Мар­ка Авре­лия, напри­мер, в бюсте из Нацио­наль­но­го музея в Риме. Это один из самых выра­зи­тель­ных его порт­ре­тов вре­ме­ни напи­са­ния «Наедине с собой». При­зна­ки ста­ро­сти выра­же­ны в мор­щи­нах на лбу, глу­бо­ких склад­ках на лице, немно­го дряб­лой коже. Гла­за силь­но высту­па­ют из орбит. Одна­ко в целом чер­ты лица срав­ни­тель­но мало изме­ни­лись. Воло­сы, по-преж­не­му густые, выпол­не­ны глу­бо­ки­ми вре­за­ми бура­ва, создаю­щи­ми све­то­те­не­вые кон­тра­сты. В этом порт­ре­те акцен­ти­ро­ва­ны сос­ре­дото­чен­ный и печаль­ный взгляд Мар­ка Авре­лия, серьез­ность его лица, как бы выра­жаю­ще­го отре­шен­ность от жиз­ни.

[с.65] «Ничтож­на жизнь каж­до­го, ничто­жен тот уго­лок зем­ли, где он живет. Ничтож­на и самая дол­гая сла­ва посмерт­ная» («Наедине с собой»). По мне­нию Мар­ка Авре­лия, толь­ко фило­со­фия может выве­сти чело­ве­ка на пра­виль­ный путь. Зани­ма­ясь фило­со­фи­ей, следу­ет доби­вать­ся того, чтобы сто­ять выше нас­ла­жде­ний и стра­да­ний и без­ро­пот­но ждать смер­ти.


Источники:
© Фото, текст: Н. Н. Бритова, Н. М. Лосева, Н. А. Сидорова. РИМСКИЙ СКУЛЬПТУРНЫЙ ПОРТРЕТ. М., «Искусство», 1975, с. 64—65, илл. 107.
ENGLISH

Вы можете отметить интересные вам фрагменты текста, которые будут доступны по уникальной ссылке в адресной строке браузера.

Ключевые слова: мрамор мужской портрет бюст римский император Марк Аврелий борода