Надпись из гробницы B на виа Статилиа
70—31 гг. до н. э.
CIL I2 2527b. ILLRP 952. AE 2000, 182.
Рим, Гробницы на виа Статилиа. Фото: И. А. Шурыгин

Надпись из гробницы B на виа Статилиа.

70—31 гг. до н. э.
CIL I2 2527b. ILLRP 952. AE 2000, 182.

Рим, Гробницы на виа Статилиа.

Происхождение:
Рим, виа Ста­ти­лия, угол виа ди-Сан­та-Кро­че-ин-Дже­ру­за­лем­ме.

Описание:
Мате­ри­ал: мра­мор, туф.
Над­пись сде­ла­на рез­цом.
Язык над­пи­си: латин­ский.

CIL I2 2527 b.
ILLRP 952.
AE 2000, 182.

<:columna I>
Clodiae N(umeri) l(ibertae) Stacte.
`L(ucius) Marcius L(uci) f(ilius) Pal(atina) ARM(---)´,
`M(arcus) Annius M(arci) l(ibertus) Hilarus´.

<:columna II>
N(umerius) Clodius N(umeri) l(ibertus)
Trupho.

<:columna III>
C(ai) Annae(i) C(ai) l(iberti)
Pal(atina)
Quinctionis.

<:in una linea>
Học̣ m[o]ṇuṃ[ent]um ḥẹ[r]ẹdes
[ne] s[equa]tur.

Стол­бец 1: Кло­дии Стак­те, воль­ноот­пу­щен­ни­це Нуме­рия.
Луций Мар­ций, сын Луция, из Пала­тин­ской три­бы, Арм(---),
Марк Анний Гилар, воль­ноот­пу­щен­ник Мар­ка.
Стол­бец 2: Нуме­рий Кло­дий Тру­фон, воль­ноот­пу­щен­ник Нуме­рия.
Стол­бец 3: Гая Аннея Квинк­ци­о­на, воль­ноот­пу­щен­ни­ка Гая, из Пала­тин­ской три­бы.
В одну стро­ку: Этот памят­ник наслед­ни­ки не полу­ча­ют.

Раз­ли­чия в родо­вых име­нах не поз­во­ля­ют даже точ­но уста­но­вить как отно­ше­ния, свя­зы­вав­шие воль­ноот­пу­щен­ниц Целию Апол­ло­нию и Пло­тию [- - -]s[- - -?], кото­рые, одна­ко, пред­став­ле­ны как совла­де­ли­цы гроб­ни­цы BI, так и отно­ше­ния меж­ду адре­са­та­ми мону­мен­та B. Иск­лю­че­ние состав­ля­ют воль­ноот­пу­щен­ни­ки Кло­дия Стак­та и Нуме­рий Кло­дий Тру­фон, кото­рые были отпу­ще­ны неким Нуме­ри­ем Кло­ди­ем. Опре­де­лен­ную инфор­ма­цию мож­но извлечь из рельеф­но­го оформ­ле­ния и мел­ких исправ­ле­ний в спис­ке имен гроб­ни­цы B: они дают осно­ва­ние пред­по­ла­гать, что гроб­ни­ца была пост­ро­е­на воль­ноот­пу­щен­ни­ка­ми Кло­ди­ей Стак­той, Нуме­ри­ем Кло­ди­ем Тру­фо­ном и Гаем Анни­ем Квинк­ци­о­ном, а затем в чис­ло совла­дель­цев доба­ви­лись Луций Мар­ций Арм(---) и Марк Анний Гилар. Дан­ное пред­по­ло­же­ние может быть под­твер­жде­но, во-пер­вых, рас­пре­де­ле­ни­ем имен Кло­дии Стак­ты (a), Нуме­рия Кло­дия Тру­фо­на (b) и Гая Аннея Квинк­ци­о­на (c) по трем столб­цам в каче­стве иден­ти­фи­ци­ру­ю­щих под­пи­сей под тре­мя порт­рет­ны­ми бюста­ми с целью дости­же­ния точ­но­го соот­вет­ст­вия меж­ду име­на­ми и изо­бра­же­ни­я­ми; и, во-вто­рых, веро­ят­но­стью того, что име­на Луция Мар­ция Арм(---) и Мар­ка Анния Гила­ра были добав­ле­ны в про­ме­жут­ке меж­ду стро­кой 1 (a) и зак­лю­чи­тель­ной фор­му­лой «hoc monumentum heredes ne sequatur» в стро­ках 4—5 (a) перед высе­чен­ным ранее ког­но­ме­ном «Тру­фон» в над­пи­си в стро­ке 2 (b). И нако­нец, дроб­ле­ние исход­ной соб­ст­вен­но­сти кос­вен­но под­твер­жда­ет­ся и отно­ше­ни­ем чис­ла порт­рет­ных бюстов к чис­лу имен, из кото­ро­го сле­ду­ет, что при осно­ва­нии гроб­ни­цы ее фигу­ра­тив­ный план не вклю­чал в себя изо­бра­же­ний Луция Мар­ция Арм(---) и Мар­ка Анния Гила­ра.

И все изо­бра­же­ние в целом, и ком­по­зи­ци­он­ная схе­ма порт­рет­но­го ряда (жен­щи­на — юно­ша — муж­чи­на) в част­но­сти, не про­сто ука­зы­ва­ют на некую связь меж­ду Кло­ди­ей Стак­той и Нуме­ри­ем Кло­ди­ем Тру­фо­ном, но и дают осно­ва­ние пред­по­ла­гать, что трое воль­ноот­пу­щен­ни­ков, изо­бра­жен­ных на фаса­де — это мать, сын и отец. В этом слу­чае Тру­фон, отпу­щен­ный на волю вме­сте с мате­рью неким Нуме­ри­ем Кло­ди­ем, види­мо, появил­ся на свет, когда оба его роди­те­ля еще нахо­ди­лись в раб­стве. Этим объ­яс­ня­ет­ся как воль­ноот­пу­щен­ни­че­ский ста­тус юно­ши (дети, рож­дав­ши­е­ся у воль­ноот­пу­щен­ни­ков, состо­яв­ших в бра­ке, ста­но­ви­лись про­сты­ми рим­ски­ми граж­да­на­ми — ingenui), так и отли­чие его номе­на от номе­на отца, Гая Аннея Квинк­ци­о­на, осво­бож­ден­но­го дру­гим гос­по­ди­ном (неким Гаем Анне­ем). Если эта гипо­те­за вер­на, то перед нами гроб­ни­ца, кото­рую осно­ва­ла семья из трех воль­ноот­пу­щен­ни­ков, и кото­рая затем была частич­но про­да­на, уступ­ле­на или пода­ре­на двум, по всей види­мо­сти, посто­рон­ним для осно­ва­те­лей людям — Луцию Мар­цию Арм(---) и Мар­ку Аннию Гила­ру, име­на кото­рых впо­след­ст­вии были добав­ле­ны на фаса­де. О разде­ле­нии еди­ной соб­ст­вен­но­сти могут свиде­тель­ст­во­вать как таб­лич­ка с «ласточ­ки­ны­ми хво­ста­ми» (tabella ansata), выре­зан­ная под завер­шаю­щим выра­же­ни­ем hoc monumentun heredes ne sequatur, кото­рая, весь­ма веро­ят­но, была пред­на­зна­че­на для шесто­го име­ни (в левом ласточ­ки­ном хво­сте сох­ра­ни­лась бук­ва Р), так и двух­фаз­ный харак­тер стро­и­тель­ства гроб­ни­цы, обу­сло­вив­ший ее пере­устрой­ство с пере­рас­пре­де­ле­ни­ем внут­рен­них про­странств.

Дж. Ди Джа­ко­мо (G. Di Giacomo)

Литература:

Источники:
Ключевые слова: эпиграфика надпись надписи epigraphia римская римские надгробная эпитафия портрет портреты портретный портретная римский скульптура скульптурный sculptura погребальная погребальный погребальное погребальные надгробный надгробное надгробные надгробие памятник с виа статилиа статилия via statilia клодия стакта нумерий нумерия луций марций палатинская триба марк анний гилар гай анней квинкwион вольноотпущенник вольноотпущеница гробница b в б сын clodiae numeri libertae stacte lucius marcius luci filius palatina arm marcus annius marci libertus hilarus numerius clodius trupho cai annaei liberti quinctionis hoc monumentum heredes ne sequatur cil i 2527 illrp 952 ae 2000 182