Статуя Тиберия из Привернума
Мрамор. 20—30-е гг. н. э. Рим, Ватиканские музеи, Музей Кьярамонти, XXI. 3.

Статуя Тиберия из Привернума.

Мрамор. 20—30-е гг. н. э.

Рим, Ватиканские музеи, Музей Кьярамонти, XXI. 3.

Происхождение:
Из При­вер­ну­ма.

Описание:
Клас­си­ци­зи­ру­ю­щее направ­ле­ние в порт­рет­ном искус­стве не огра­ни­чи­ва­ет­ся вре­ме­нем прав­ле­ния Авгу­ста, но про­дол­жа­ет­ся и при его пре­ем­ни­ках, импе­ра­то­рах из дина­стии Юли­ев-Клав­ди­ев. Изо­бра­же­ние обо­жест­влен­но­го импе­ра­то­ра ста­но­вит­ся тра­ди­ци­он­ным. Таким пред­ста­ет перед нами наслед­ник Авгу­ста, усы­нов­лен­ный им сын Ливии — Тибе­рий (14—37 гг. н. э.) в колос­саль­ной ста­туе из При­вер­ну­ма в Вати­кане. Тибе­рий изо­бра­жен сидя­щим на троне в позе Юпи­те­ра. Плащ, пере­ки­ну­тый через левое пле­чо, зак­ры­ва­ет коле­ни, остав­ляя обна­жен­ны­ми торс и ноги. В лице импе­ра­то­ра под­черк­ну­ты инди­виду­аль­ные чер­ты — упря­мый лоб, яст­ре­би­ный нос, немно­го выпук­лые гла­за, впа­лый рот с запав­шей ниж­ней губой. Гор­дое и спо­кой­ное выра­же­ние лица, даю­щее пред­став­ле­ние об импе­ра­то­ре как носи­те­ле идеи вели­чия Рима, хоро­шо соче­та­ет­ся с геро­и­че­ской обна­жен­но­стью фигу­ры. В этой клас­си­ци­зи­ру­ю­щей скульп­ту­ре нет еще дис­со­нан­са меж­ду порт­рет­ной голо­вой и обна­жен­ным тор­сом.

Источники:

комм.

комм.

комм.
Ключевые слова: мрамор колоссальная статуя Тиберия в образе Юпитера Юлии-Клавдии римский император Тиберий I Юпитер из Привернума трон Инв № 1511 XXI 3