Женский портрет, ранее считавшийся Юлией, дочерью Августа
Правление Августа (27 г. до н. э. — 14 г. н. э.). Гипсовый слепок.Инв. № MCR 259.Рим, Музей Римской культуры. Фото: С. Э. Таривердиева

Женский портрет, ранее считавшийся Юлией, дочерью Августа.

Правление Августа (27 г. до н. э. — 14 г. н. э.). Гипсовый слепок.
Инв. № MCR 259.

Рим, Музей Римской культуры.

Происхождение:
Место наход­ки неиз­вест­но. Рим, преж­де нахо­дил­ся в кол­лек­ции Ната­ли.
Ори­ги­нал: Гер­ма­ния, Бер­лин, Государ­ст­вен­ные музеи, инв. № Sk 433.

Описание:
Раз­ме­ры: высота лица = 43 см, без цоко­ля = 30 см, без допол­не­ния = 23,5 см; шири­на = 18,5 см, шири­на без допол­не­ния = 17,5 см; тол­щи­на = 25 см, голо­ва с допол­не­ни­ем = 21,5 см, голо­ва без допол­не­ния = 20 см; рас­сто­я­ние меж­ду внеш­ни­ми угол­ка­ми глаз = 9,5 см, от лба до под­бо­род­ка = 16,5 см.

Мате­ри­ал: сред­не­зер­ни­стый белый мра­мор.

Сте­пень сохран­но­сти: Голо­ва отло­ма­на на уровне шеи. Отко­лот кусок на левом теме­ни. Лицо и шея отшли­фо­ва­ны совре­мен­ным спо­со­бом. Более глу­бо­кая резь­ба в воло­сах на вис­ках, затыл­ке и бро­вях, види­мо, сде­ла­на в новое вре­мя.

Допол­не­ния (рестав­ра­ции): В мра­мо­ре реста­ври­ро­ва­ны нос, почти пол­но­стью — левое ухо и край пра­во­го. Ниж­няя часть шеи вме­сте с осно­ва­ни­ем бюста изготов­ле­ны из гип­са.

Опи­са­ние: Изо­бра­же­на моло­дая жен­щи­на, голо­ва кото­рой слег­ка обра­ще­на впра­во. У неё ров­ные, про­пор­цио­наль­ные чер­ты лица, одна­ко вокруг угол­ков рта и на под­бо­род­ке раз­ли­чим неболь­шой слой жира. Тон­кие, выра­зи­тель­но наме­чен­ные бро­ви оги­ба­ют мин­дале­вид­ные, неглу­бо­ко поса­жен­ные гла­за. Веки выре­за­ны отчёт­ли­во, при­чём верх­нее пере­кры­ва­ет ниж­нее. Изо­бра­жён слёз­ный канал. У жен­щи­ны слож­ная при­чёс­ка с косой на про­бо­ре, узлом на лбу и пет­лёй на затыл­ке. Кро­ме того, пряди непо­сред­ст­вен­но надо лбом уло­же­ны неза­ви­си­мо от осталь­ных волос осо­бен­но рос­кош­ным спо­со­бом. С середи­ны лба до затыл­ка при­чёс­ка очень глад­кая. По бокам воло­сы туго затя­ну­ты, скру­че­ны и отведе­ны назад. Там всё завер­ша­ет­ся четырь­мя спле­тён­ны­ми жгу­та­ми, кото­рые соеди­ня­ют­ся в косе. Она скру­чи­ва­ет­ся на затыл­ке, два­жды обма­ты­ва­ет­ся вокруг кон­цов спле­тён­ных жгу­тов и таким спо­со­бом удер­жи­ва­ет­ся на месте. Надо лбом воло­сы спра­ва и сле­ва скру­че­ны в три жгу­та. Они, в свою оче­редь, спле­те­ны вме­сте и уло­же­ны на манер вен­ка по бокам голо­вы на глад­ких воло­сах. На затыл­ке выше шеи они завя­за­ны в пет­лю друг с дру­гом. Очень заме­тен узел надо лбом, для кото­ро­го пере­д­ние воло­сы по цен­тру были соеди­не­ны в тол­стые жгу­ты и спле­те­ны вме­сте в три ряда.

Дати­ров­ка: Типо­ло­ги­че­ски при­чёс­ка отно­сит­ся к кон­цу I в. до н. э., коса на про­бо­ре и узел на затыл­ке, так же, как и глад­ко уло­жен­ные воло­сы, в искус­ст­вен­ной фор­ме здесь про­дол­жа­ют тра­ди­ции Позд­ней рес­пуб­ли­ки. Корот­кая пет­ля на затыл­ке, напро­тив, заво­е­ва­ла популяр­ность ко вре­ме­ни построй­ки Алта­ря Мира (Polaschek 1972, S. 151—154). Про­пор­цио­наль­ные чер­ты лица, неглу­бо­ко поса­жен­ные гла­за, нали­чие слёз­но­го кана­ла, как и верх­нее веко, пере­кры­ваю­щее ниж­нее, дати­ру­ют бюст при­мер­но середи­ной эпо­хи Авгу­ста.

Интер­пре­та­ция: До 1950-х гг. неод­но­крат­но без­осно­ва­тель­но пред­ла­га­ли иден­ти­фи­ци­ро­вать эту жен­щи­ну как Юлию, дочь Авгу­ста. Это част­ный порт­рет при­мер­но середи­ны эпо­хи Авгу­ста. И толь­ко при­чёс­ка, явно потре­бо­вав­шая мно­го вре­ме­ни и опыт­ных чужих рук, ука­зы­ва­ет, что изо­бра­жён­ная жен­щи­на при­над­ле­жа­ла к выс­ше­му сос­ло­вию. Туго стя­ну­тые воло­сы, не остав­ля­ю­щие сво­бо­ды ни еди­но­му малень­ко­му локо­ну, очень непо­хо­жи на элли­ни­сти­че­ские и неко­то­рые позд­не­рес­пуб­ли­кан­ские при­чёс­ки. Сек­су­аль­ность при­чёс­ки под­чёр­ки­ва­ет общий мораль­ный облик внеш­не­го вида (Bartman 1999, S. 32—39). В поли­ти­че­ской ситу­а­ции, сло­жив­шей­ся в нача­ле Прин­ци­па­та, это мог­ло иметь опре­де­лен­ный идео­ло­ги­че­ский под­текст. Тогда отка­за­лись от демон­стра­тив­ной рос­ко­ши, свой­ст­вен­ной заклей­мён­но­му упад­ни­че­ско­му Восто­ку. На её место при­шёл не менее рос­кош­ный, но сдер­жан­ный и соот­вет­ст­ву­ю­щий рес­пуб­ли­кан­ским обы­ча­ям образ жен­ской кос­ме­ти­ки и кра­соты. Так­же сле­ду­ет пони­мать и отсут­ст­вие укра­ше­ний (z. B. Bartman 1999, S. 44—46; Berg 2002, 68—73; Alexandridis 2003, S. 9—14; Alexandridis 2004, S. 71—73). Есте­ствен­но, что как мож­но более искус­но уло­жен­ные воло­сы здесь слу­жат как бы един­ст­вен­ным укра­ше­ни­ем.

Места нахож­де­ния: В 1766 г. бюст нахо­дил­ся у Бьян­ко­ни в Риме, будучи при­об­ре­тён из кол­лек­ции Ната­ли (после того, как Тьек при­об­рёл ее в кол­лек­ции Поли­нья­ка), затем его реста­ври­ро­вал Кава­чеп­пи, и бюст попал в Потс­дам; в 1774 и 1775 гг. засвиде­тель­ст­во­ван в коридо­ре за кар­тин­ной гале­ре­ей в Потс­да­ме; в 1775 г. уста­нов­лен в зале, отде­лан­ном яшмой, во двор­це Нойе Кам­мерн (Сек­ция 2); в 1805 г. похи­щен Дено­ном и воз­вра­щён в 1815 г. (Savoy 2003. II. S. 27); в 1830 г. бюст был пере­дан музею и уста­нов­лен в запад­ном кры­ле (Сек­ция 2) (Hüneke 2009, S. 436 [Ulrike Müller-Kaspar]).


Литература:
Ката­ло­ги :
1. Tieck F. Verzeichniss der antiken Bildhauerwerke des Königlichen Museums zu Berlin3. Berlin, 1832. 27 Nr. 192 (иден­ти­фи­ци­ру­ет­ся как «Юлия, дочь Авгу­ста»);
2. Gerhard E. Berlin’s antike Bildwerke. I, A. Marmorwerke, B. Vasenbilder. Berlin, 1836. S. 106 Nr. 192 («пред­по­ла­га­е­мая Юлия, дочь Авгу­ста»);
3. Verzeichnis der Antiken Skulpturen mit Ausschluss der pergamenischen Fundstücke. Berlin, 1885. S. 81 Nr. 433 («рим­лян­ка»);
4. Conze A. Beschreibung der antiken Skulpturen mit Ausschluss der pergamenischen Fundstücke. Berlin, 1891 S. 169 f. Nr. 433 («жен­ский бюст»);
5. Staatl. Museen zu Berlin (Hrgs.), Kurze Beschreibung der antiken Skulpturen im Alten Museum3. Berlin, 1922. S. 39 Nr. 433;
6. Blümel C. Tierplastik aus fünf Jahrtausenden; Bildwerke aus den Staatlichen Museen zu Berlin. Berlin, 1933. S. 10 f. Nr. R 22 Taf. 15 («Иден­ти­фи­ци­ро­вать невоз­мож­но»);
7. Hüneke S. (Hrsg.) Antiken I. Kurfürstliche und königliche Erwerbungen für die Schlösser und Gärten Brandenburg-Preuβens vom 17. bis zum 19. JahrHundert. Berlin, 2009. S. 436 f. Abb. S. 437 Nr. 290 (Ulrike Müller-Kaspar).

Лите­ра­ту­ра:
1. Raccolta D’Antiche Statue Busti Bassirilievi ed altre Sculture restaurate da Bartolomeo Cavaceppi II. Roma, 1769. Taf. 48 («неиз­вест­ная голо­ва»);
2. Bernoulli J. J. Römische Ikonographie. Stuttgart, 1886. Bd. II. 1. S. 114. 130 Abb. 15 («ранее Юлия»);
3. Steininger R. Die weiblichen Haartrachten im ersten Jahrhundert der römischen Kaiserzeit. München, 1909. S. 16 («вовсе не Юлия»);
4. Poulsen F. Ikonographische Miscellen. Kopenhagen, 1921. S. 47 f. Abb. 11;
5. Kekulé von Stradonitz R. Die griechische Skulptur. Berlin, 1922. S. 370;
6. Schröder B. Römische Bildnisse. Berlin, 1923 a. S. 9 Taf. 6;
7. West R. Römische Porträt-Plastik I. München. 1933. S. 130 Taf. 32 Abb. 132 («Юлия[?]»);
8. Marella M. L. In: Atti della Reale Accademia d’Italia. Rev. della Cl. di Scienze, Morali e Storiche 7. Ser. 3. 1942. S. 57 Anm. 1 («так назы­вае­мая Юлия»);
9. Poulsen V. Studies in Julio-Claudian Iconography // ActaArch. 17. 1946. S. 4 («Юлия»);
10. Hafner G. Zum Augustus-Relief in Ravenna // MDAI (R). LXII. 1955 a. S. 164 Anm. 10 («Юлия»);
11. Furnée-van Zwet L. Fashion in Women’s Hairdress in the First Century of the Roman Empire // BaBesch. 31. 1956. S. 13–15 Abb. 13 («“Юлия”»);
12. Bartels H. Studien zum Frauenporträt der augusteischen Zeit. Fulvia, Octavia, Livia, Julia. München, 1963. S. 73 Anm. 601(«вовсе не Юлия»);
13. Polaschek K. Studien zu einein Frauenkopf mi Landesmuseum Trier und zur weiblischen Haartracht der iulisch-claudischen Zeit // Trierer Zeitschrift für Geschichte und Kunst des Trierer Landes und seiner Nachbargebiete. 1972. S. 153 Anm. 41; S. 190;
14. Grimm G. Zum Bildnis der Iulia Augusta // MDAI (R). 80. 1973. S. 281 Anm. 21 («вовсе не Юлия»);
15. Imdahl M. – Kunisch N. Plastik: Antike und Moderne Kunst der Sammlung Dierichs in der Ruhr-Universität Bochum. Kassel, 1979. S. 49 Anm. 13;
16. Kockel V. Porträtreliefs stadtrömischer Grabbauten. Mainz, 1993. S. 46 Anm. 384. 387; S. 181 Anm. 6; S. 221 Anm. 2;
17. Bartman E. Portraits of Livia, Imaging the Imperial woman in Augustan Rome. Cambridge, 1999. S. 38 Anm. 45; S. 217 Anm. 38;
18. Savoy B. Patrimoine annexé: Les biens culturels saisis par la France en Allemagne autour de 1800. Paris, 2003. II. S. 27 Nr. 33 («бюст Ливии», «рим­лян­ка»);
19. Heilmeyer W.-D. Pergamon Museum, Berlin: 66 masterpieces. London, 2005. S. 25. 27;
20. Fless F. u. a. Schau mir in die Augen-: das antike Porträt. Berlin, 2006. S. 113 Nr. 284 (Klaus Stemmer).

Источники:
© 2009 г. Фото: С. Э. Таривердиева.
Текст: музейная табличка.
© Описание: Arachne.
© 2016 г. Перевод с нем.: С. Э. Таривердиева.
Ключевые слова: имперский юлии-клавдии династия юлиев-клавдиев iulio-claudia iulii-claudii julii-claudii неизвестная женщина женский портрет неизвестной женщины портрет портреты портретный портретная римский гипсовый слепок гипс голова женский портрет женщина юлия старшая дочь августа iulia major g139 коллекция натали инв № mcr 259