Портрет Друза Младшего. Тип «Безье».
Белый мрамор. 10—19 гг. н. э.
Общая высота 32 см, высота головы 20 см.
Инв. № 861. 1 (8235?).Ажен, Музей изящных искусств.

Портрет Друза Младшего. Тип «Безье».

Белый мрамор. 10—19 гг. н. э.
Общая высота 32 см, высота головы 20 см.
Инв. № 861. 1 (8235?).

Ажен, Музей изящных искусств.

Происхождение:
Най­де­на в нача­ле XIX в. Ламар­ком, воз­ле Кастель­кю­лье (Castelculier).

Описание:

21. Порт­рет Дру­за Млад­ше­го

Тип Безье: 10—19 гг. н. э.
Рис. 17.

Ажен, Музей изящ­ных искусств, инв. № 861. 1 (8235?).
Голо­ва.
Белый мра­мор.
Най­де­на в нача­ле XIX в. Ламар­ком, воз­ле Кастель­кю­лье (Castelculier).

Раз­ме­ры: общая высота 32 см, высота голо­вы 29 см, шири­на 20 см, тол­щи­на 20 см.

Биб­лио­гра­фия: J. F. Boudon de Saint-Amans, 1859, n° 3 p. 217, fig. 3 pl. 1 (рису­нок) (кон­сул или маги­ст­рат); A. Amann // Rome et le sud-ouest de la Gaule, 1983, n° 17 p. 29, fig. (неиз­вест­ный); L. Maurin — J.-P. Bost — J.-M. Roddaz (éd.), 1992, p. 176 (знат­ный нити­об­рог); L. M. Stirling, 1996, p. 212—213, fig. 2—3 p. 213 (муж­ской порт­рет).

с. 216 Сохран­ность: голо­ва отби­та у осно­ва­ния шеи, где вид­ны остат­ки гип­са, с помо­щью кото­ро­го в древ­но­сти голо­ву при­со­еди­ни­ли к не соот­вет­ст­ву­ю­щей ей без­гла­вой ста­туе; отсут­ст­ву­ет нос и часть под­бо­род­ка; рот тоже повреж­дён. Ско­лы на над­бров­ных дугах, пра­вом глаз­ном ябло­ке и левой щеке. Малень­кие кус­ки мра­мо­ра отко­лоты на прядях чёл­ки; кро­ме того, на лице име­ют­ся жел­то­ва­тые следы, воз­мож­но, воз­ник­шие при очист­ке голо­вы в древ­но­сти.

Опи­са­ние: Изо­бра­же­ние фрон­таль­ное; мож­но поду­мать, что голо­ва была встав­ле­на в ста­тую в тоге. Корот­кая чёл­ка харак­тер­на для порт­ре­тов эпо­хи Юли­ев-Клав­ди­ев, а воло­сы изо­бра­же­ны очень тща­тель­но и доволь­но чёт­ко; пряди обособ­ле­ны узки­ми борозд­ка­ми, выпол­нен­ны­ми пря­мым рез­цом, и ино­гда прон­зе­ны тон­ким свер­лом. На затыл­ке воло­сы тоже выре­за­ны прядь за пря­дью; един­ст­вен­ный при­знак неза­вер­шён­но­сти — это края ушей, кото­рые не отде­ле­ны от мас­сы волос. В целом, воло­сы выглядят по-насто­я­ще­му объ­ём­ны­ми и мяг­ки­ми.

Кое-где на лице сох­ра­ни­лась пер­во­на­чаль­ная поли­ров­ка; боль­шие мин­дале­вид­ные гла­за окру­же­ны двой­ной чер­той; кром­ка над­бров­ных дуг необы­чай­но чёт­кая; под­бо­ро­док замет­но выда­ёт­ся, а узкие губы, чуть изо­гну­тые в недо­воль­ной гри­ма­се, при­да­ют это­му порт­ре­ту несколь­ко суро­вый вид.

Ком­мен­та­рий: Этот пре­крас­ный порт­рет, изготов­лен­ный из очень мел­ко­зер­ни­сто­го мра­мо­ра, боль­ше нату­раль­ной вели­чи­ны; в послед­ние годы он не при­вле­ка­ет вни­ма­ния либо при­во­дит­ся как при­мер част­но­го порт­ре­та, най­ден­но­го в Акви­та­нии, или скульп­ту­ры, укра­шав­шей огром­ные сель­ские вил­лы в этой обла­сти; посколь­ку каче­ство работы очень высо­кое, а одно­вре­мен­но с голо­вой была най­де­на ста­туя чело­ве­ка в тоге, иссле­до­ва­те­ли видят в ней голо­ву «знат­но­го нити­об­ро­га» эпо­хи Юли­ев-Клав­ди­ев.

Одна­ко иссле­до­ва­ние экс­по­на­та в музее Аже­на пока­зы­ва­ет, что у это­го пер­со­на­жа пряди чёл­ки рас­по­ла­га­ют­ся осо­бым обра­зом: её состав­ля­ет серия из четы­рёх раз­дво­ен­ных прядей, зачё­сан­ных вле­во, кото­рая над внут­рен­ним угол­ком лево­го гла­за обра­зу­ет «клеш­ню» с дру­гой сери­ей из трёх прядей, зачё­сан­ных в про­ти­во­по­лож­ную сто­ро­ну; углы лба осо­бен­но чёт­ко отме­че­ны дву­мя малень­ки­ми «вил­ка­ми», создаю­щи­ми пере­ход к височ­ным прядям, кон­цы кото­рых лежат на одной линии, ско­шен­ной к ушам. И такое рас­по­ло­же­ние прядей точ­но соот­вет­ст­ву­ет одно­му из ико­но­гра­фи­че­ских типов Дру­за Млад­ше­го, «типу Безье» (ср. кат. № 196).

с. 217 Физио­но­ми­че­ские харак­те­ри­сти­ки, пожа­луй, под­твер­жда­ют эту иден­ти­фи­ка­цию: мы видим зна­чи­тель­ный объ­ём чере­па, очень необыч­ную фор­му над­бров­ных дуг (для них харак­тер­на чёт­кая, почти гори­зон­таль­ная кром­ка), круг­лый высту­паю­щий под­бо­ро­док (свой­ст­вен­ный боль­шин­ству пред­ста­ви­те­лей клав­ди­ан­ской вет­ви дина­стии), а так­же вытя­ну­тое лицо, сужен­ное кни­зу. Это посто­ян­ные ико­но­гра­фи­че­ские чер­ты, кото­рые, при нынеш­нем состо­я­нии нахо­док, мож­но уло­вить на трид­ца­ти с лиш­ним реп­ли­ках четы­рёх после­до­ва­тель­ных типов; сле­ду­ет осо­бо отме­тить очер­та­ния рта с тон­ки­ми, сжа­ты­ми губа­ми, пере­хо­дя­ще­го в склад­ки, при­чём верх­няя губа чуть выпя­че­на по срав­не­нию с ниж­ней. С точ­ки зре­ния одной лишь физио­гно­ми­ки к ажен­ско­му изо­бра­же­нию наи­бо­лее бли­зок экзем­пляр из Мад­рида54.

Типо­ло­ги­че­ски этот порт­рет име­ет осо­бен­ность, общую с малень­кой груп­пой реплик: «вил­ка» на них чуть сме­ще­на вле­во по срав­не­нию с глав­ным экзем­пля­ром (Leitstück); на порт­ре­тах из Безье (кат. № 126), из музея Терм в Риме и из Кадик­са55 эта вил­ка рас­по­ло­же­на точ­но на оси носа; напро­тив, на экзем­пля­рах из Сира­куз56 и из Нима (кат. № 196) она нахо­дит­ся над внеш­ним углом лево­го гла­за. Порт­рет из Цен­ту­рип име­ет ров­но столь­ко же прядей — все­го девять — в пра­вой части чёл­ки, так что ажен­ское изо­бра­же­ние слу­жит ему чёт­кой парал­ле­лью и свиде­тель­ст­ву­ет о суще­ст­во­ва­нии вари­ан­та типа Безье, хотя отли­чия от глав­ных экзем­пля­ров и мини­маль­ны: чёл­ка под­стри­же­на точ­но так же, как и на всех работах этой серии — ей при­да­на очень узна­ва­е­мая фор­ма тра­пе­ции. Инте­рес­но, что два из трёх извест­ных экзем­пля­ров это­го вари­ан­та най­де­ны — и несо­мнен­но, созда­ны, — на галль­ской зем­ле.

Ико­но­гра­фию Дру­за Млад­ше­го недав­но пере­смот­рел Ж.-Ш. Бал­ти, кото­рый внёс изме­не­ния в типо­ло­гию, уста­нов­лен­ную Г. Юкке­ром57 и Д. Бошун­гом58, в све­те хро­но­ло­ги­че­ских дан­ных, полу­чен­ных бла­го­да­ря вклю­че­нию мно­гих из этих изо­бра­же­ний в дина­сти­че­ские груп­пы59. Он пред­ло­жил немно­го иную клас­си­фи­ка­цию, чем его пред­ше­ст­вен­ни­ки: на осно­ва­нии того, что во мно­гих груп­пах порт­рет Дру­за типа Безье при­сут­ст­ву­ет вме­сте с порт­ре­том Тибе­рия типа «При­ход к вла­сти», а в рам­ках это­го типа суще­ст­ву­ют порт­ре­ты Дру­за с бород­кой (barbula), кото­рые явно изо­бра­жа­ют юно­шу, он дела­ет вывод, что этот образ прин­ца был пер­вым, и его созда­ли в 4 г. н. э., когда Тибе­рий был усы­нов­лён; он исполь­зо­вал­ся до 19 г. н. э., когда умер Гер­ма­ник, что озна­ча­ло утвер­жде­ние Дру­за в каче­стве един­ст­вен­но воз­мож­но­го наслед­ни­ка тро­на.

Из-за отсут­ст­вия бород­ки и менее юно­ше­ской внеш­но­сти, чем, напри­мер, на ним­ском порт­ре­те — чер­ты лица более твёр­дые, а челюсть более власт­ная, — мне пред­став­ля­ет­ся, что порт­рет из Аже­на не может дати­ро­вать­ся пер­вы­ми года­ми это­го пери­о­да; я бы отнес­ла его изготов­ле­ние ко вто­ро­му деся­ти­ле­тию I в. н. э.

ПРИМЕЧАНИЯ:

54Мад­рид, музей Пра­до, 342-E.

55Кадикс, Архео­ло­ги­че­ский музей, про­ис­хо­дит из Меди­ны-Сидо­нии.

56Сира­ку­зы, Архео­ло­ги­че­ский музей, про­ис­хо­дит из Цен­ту­рип.

57H. Jucker, 1977, p. 233—5.

58D. Boschung, 1993b, p. 62—63.

59J.-Ch. Balty, 1998, p. 7—19.

Источники:
© 2006 г. Фото, текст: Rosso E. L’Image de l’empereur en Gaule Romaine. Portraits et inscriptions. Éditions du Comité des travaux historiques et scientifiques, Paris, 2006. С. 215—217, кат. № 21, илл. 17.
© 2016 г. Перевод с франц.: О. В. Любимова.
Ключевые слова: скульптура скульптурный sculptura рим имперский портрет юлии-клавдии династия юлиев-клавдиев iulio-claudia iulii-claudii julii-claudii друз цезарь младший drusus iulius caesar julius junior minor портрет портреты римский портрет белый мрамор мужской портрет портретная голова друз цезарь младший тип безье кастелькюлье castelculier инв № 861. 1 (8235?)