Портрет Александра Севера
Мрамор. 230-е гг.Рим, Капитолийские музеи, Новый дворец, Зал императоров

Портрет Александра Севера.

Мрамор. 230-е гг.

Рим, Капитолийские музеи, Новый дворец, Зал императоров.

Описание:
Порт­ре­ты Алек­санд­ра Севе­ра в Лув­ре и неиз­вест­ной в Копен­га­гене зна­ко­мят нас с новы­ми сти­ли­сти­че­ски­ми при­е­ма­ми, выра­ботан­ны­ми скуль­п­то­ра­ми того вре­ме­ни для уси­ле­ния выра­зи­тель­но­сти обра­за. Но тогда же в скульп­тур­ном порт­ре­те появ­ля­ют­ся в заро­ды­ше и дру­гие чер­ты, полу­чаю­щие пол­ное раз­ви­тие зна­чи­тель­но поз­же. В этом отно­ше­нии инте­ре­сен порт­рет Алек­санд­ра Севе­ра в Капи­то­лий­ском музее в Риме. В про­из­веде­ни­ях рим­ских авто­ров Алек­сандр рису­ет­ся чело­ве­ком обра­зо­ван­ным, увле­чен­ным фило­со­фи­ей и пра­вом. Он был бли­зок к фило­со­фу Ори­ге­ну из Алек­сан­дрии и инте­ре­со­вал­ся раз­лич­ны­ми мисти­че­ски­ми уче­ни­я­ми и рели­ги­я­ми. Элий Лам­при­дий рас­ска­зы­ва­ет: «...в поме­ще­нии для ларов у него сто­я­ли изо­бра­же­ния обо­жест­влен­ных госуда­рей, толь­ко самых луч­ших, избран­ных, и неко­то­рых осо­бен­но пра­вед­ных людей, сре­ди кото­рых был и Апол­ло­ний, а так­же... Хри­стос, Авра­ам, Орфей и дру­гие подоб­ные им» (Элий Лам­при­дий, Алек­сандр Север, XVIII, XXIX, 2). Хотя имя Хри­ста, воз­мож­но, явля­ет­ся позд­ней­шей встав­кой, так как искус­ство III века н. э. не зна­ло его изо­бра­же­ний, но все же этот рас­сказ, под­твер­ждае­мый и дру­ги­ми места­ми жиз­не­опи­са­ния Алек­санд­ра Севе­ра, состав­лен­но­го тем же авто­ром, отра­жа­ет харак­тер­ное для III века стрем­ле­ние най­ти смысл жиз­ни, обре­сти в духов­ном мире, в рели­гии твер­дую опо­ру сре­ди неустой­чи­во­сти, тре­вог и вол­не­ний реаль­ной дей­ст­ви­тель­но­сти. Зна­ме­на­тель­но свой­ст­вен­ное не толь­ко Алек­сан­дру Севе­ру обра­ще­ние к самым раз­лич­ным куль­там, жела­ние най­ти какой-то иде­ал. Эта сто­ро­на его обра­за нашла свое отра­же­ние в капи­то­лий­ском порт­ре­те. Пре­уве­ли­чен­но боль­шие гла­за с оста­но­вив­шим­ся взглядом на худом непо­движ­ном лице; малень­кий рот, как бы под­чер­ки­ваю­щий вели­чи­ну глаз. Воло­сы, обра­зу­ю­щие плот­ную мас­су, обрам­ля­ют лоб. Неболь­шая полос­ка волос, про­хо­дя­щая от вис­ков вдоль щек, сли­ва­ет­ся с корот­кой бород­кой, испол­нен­ной неглу­бо­ки­ми вре­за­ми. Обоб­щен­ная моде­ли­ров­ка лица соче­та­ет­ся с гра­фи­че­ской трак­тов­кой волос, усов и боро­ды, в ней впер­вые наме­ча­ют­ся орна­мен­таль­ность, неко­то­рая услов­ность изо­бра­же­ния, при­об­ре­таю­щие в даль­ней­шем харак­тер схе­мы.

Инди­виду­аль­ные чер­ты в капи­то­лий­ском порт­ре­те Алек­санд­ра, без­услов­но, сох­ра­ни­лись, но ими не огра­ни­че­но вни­ма­ние худож­ни­ка; в первую оче­редь он хочет под­черк­нуть оду­хотво­рен­ность, духов­ную зна­чи­тель­ность порт­ре­ти­ру­е­мо­го. Может быть, здесь зак­лю­чен намек на при­над­леж­ность импе­ра­то­ра к высо­ким духов­ным сфе­рам, недо­ступ­ным обыч­но­му чело­ве­ку. Одна­ко эти чер­ты, впер­вые появ­ля­ю­щи­е­ся имен­но в этом бюсте Алек­санд­ра Севе­ра, не полу­чи­ли сра­зу широ­ко­го рас­про­стра­не­ния в рим­ском искус­стве III века; бли­жай­шие по вре­ме­ни порт­ре­ты про­дол­жа­ют линию лувр­ско­го бюста это­го импе­ра­то­ра, созда­вая выра­зи­тель­ные реа­ли­сти­че­ские обра­зы, совер­шен­ст­вуя новые сти­ли­сти­че­ские при­е­мы, выра­ботан­ные рим­ски­ми скуль­п­то­ра­ми.


Источники:
Ключевые слова: портрет портреты портретный портретная мужской мужская мужчины мужчина римский имперский династия северов северы domus severana император север александр севера александра imperator severus alexander скульптура скульптурный sculptura римская римские бюст мрамор инв № mc 471