Голова Фаустины Старшей
Мрамор. Ок. 140 г.Остия, Археологический музей.

Голова Фаустины Старшей.

Мрамор. Ок. 140 г.

Остия, Археологический музей.

Описание:
Чер­ты клас­си­циз­ма в искус­стве ран­не­ан­то­ни­нов­ско­го вре­ме­ни осо­бен­но хоро­шо выра­же­ны в порт­ре­тах супру­ги Анто­ни­на Пия — Фау­сти­ны Стар­шей. Извест­но более трид­ца­ти ее порт­ре­тов, выпол­нен­ных в раз­лич­ных частях Рим­ской импе­рии. Стро­гие и пра­виль­ные чер­ты лица Фау­сти­ны хоро­шо сог­ла­со­ва­лись с клас­си­ци­сти­че­ски­ми вку­са­ми того вре­ме­ни. Во всех порт­ре­тах Фау­сти­ны удли­нен­ный овал лица, пол­ные щеки, шея и под­бо­ро­док, кра­си­вой фор­мы нос, обра­зу­ю­щий в про­филь почти пря­мую линию, что соот­вет­ст­ву­ет клас­си­че­ским нор­мам кра­соты. Эти чер­ты осо­бен­но ярко выра­же­ны в голо­ве Фау­сти­ны Капи­то­лий­ско­го музея. Голо­ва Фау­сти­ны из Остии — один из луч­ших, наи­бо­лее жиз­нен­ных ее порт­ре­тов — сле­ду­ет Капи­то­лий­ско­му типу: но моде­ли­ров­ка мра­мо­ра здесь более тон­кая, даю­щая живо­пис­ные эффек­ты све­то­те­ни, бла­го­да­ря зна­чи­тель­но боль­ше­му при­ме­не­нию бура­ва и поли­ров­ки поверх­но­сти мра­мо­ра. Инди­виду­аль­ной осо­бен­но­стью лица Фау­сти­ны, повто­ря­ю­щей­ся на всех ее порт­ре­тах, явля­ют­ся тяже­лые веки, почти на чет­верть при­кры­ваю­щие гла­за. Зрач­ки выпол­не­ны пла­сти­че­ски, взгляд устрем­лен вдаль, выра­же­ние лица груст­ное и том­ное. Такое изо­бра­же­ние глаз при­да­ет осо­бую пре­лесть клас­си­че­ски пра­виль­ным чер­там Фау­сти­ны. Его мож­но видеть и на дру­гих порт­ре­тах это­го вре­ме­ни, глав­ным обра­зом лиц, близ­ко сто­я­щих ко дво­ру и стре­мив­ших­ся под­ра­жать внеш­но­сти импе­ра­три­цы.

Источники:
Ключевые слова: скульптура скульптурный sculptura рим имперский портрет римская императрица фаустина старшая фаустины старшей annia galeria faustina maior major портрет портреты римский портрет мрамор женский портрет портретная голова римская императрица фаустина старшая женщина женская прическа