Саркофаг со сценами бракосочетания (саркофаг супругов).

Мрамор. III в. н. э.
Инв. № А 433 / ГР-4222.

Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.

Происхождение:
Посту­пил в Эрми­таж в 1862 г. Про­ис­хо­дит из собра­ния Кам­па­на.

Описание:

192. Сар­ко­фаг.

На перед­ней сто­роне изо­бра­же­на сце­на рим­ско­го бра­ко­со­че­та­ния, в при­сут­ст­вии неко­то­рых божеств, как то: Юно­ны, Вене­ры, Аму­ра, Вик­то­рии и Гиме­нея. При­сут­ст­ву­ет и при­слу­га.

Пра­вая сто­ро­на пред­став­ля­ет охоту; левая — сце­ну из пас­ту­ше­ско­го быта.

Перед­ние углы крыш­ки укра­ше­ны мас­ка­ми, а в баре­лье­фе меж­ду ними изо­бра­же­ны капи­то­лий­ские боже­ства и Пар­ки меж­ду поды­маю­щим­ся из Оке­а­на богом Солн­ца и спус­каю­щей­ся в Оке­ан боги­ней Луны. Про­из­веде­ние рим­ско­го искус­ства при­бли­зи­тель­но 170 г. по Р. Х.

Сар­ко­фаг этот най­ден в Мон­ти­чел­ли, неда­ле­ко от Тиво­ли, в 1843 году.

Баре­лье­фы сох­ра­ни­лись отлич­но, за иск­лю­че­ни­ем самых незна­чи­тель­ных рестав­ра­ций.

Bullet. dell’Inst. 1844, p. 102. — Brunn в Annali dell’Instit. 1844, p. 186 ff. Monum. Ined. IV. tav. 9. — Kleine Schriften I, p. 4 ff. — d’Escamps, Description des Marbres antiques du Musée Campana, pl. 107. — Rossbach, Unters. über die röm. Ehe, S. 318 f. — Id. Röm. Hochzeits- und Ehedenkmäler, S. 106 ff. — Overbeck, griech. Kunstmythol. II, p. 173. III, p. 56 ff. (тут изда­на сред­няя груп­па перед­ней сто­ро­ны крыш­ки). — A. Herzog, Stati epithalamium (L. 1881), p. 34.

Парос­ский мра­мор. — Выс. 1,16 м, с под­став­лен­ны­ми ему сфинк­са­ми 1,687 м; шир. 1,10 м; дл. 2,30. — Собр. Кам­па­на.

Кизе­риц­кий Г. Музей древ­ней скульп­ту­ры. Изд. 4-е, испр. и доп. Типо­гра­фия А. Бен­ке, СПб, 1901. С. 91—93, кат. № 192.

384 (192). Сар­ко­фаг.

Из собра­ния Кам­па­на. Най­ден око­ло Тиво­ли в 1843 г. В. 1,16 м.

На лице­вой сто­роне бра­ко­со­че­та­ние, над этой сце­ной на крыш­ке — капи­то­лий­ские боже­ства: Юпи­тер, Юно­на, Минер­ва и Пар­ки; нале­во — вос­хо­дя­щее солн­це, напра­во — захо­дя­щая луна.

На пра­вой сто­роне — охота, на левой — сце­на из пас­ту­ше­ско­го быта.

Вальд­гау­ер О. Ф. Крат­кое опи­са­ние музея древ­ней скульп­ту­ры. Т-во Р. Голи­ке и А. Виль­борг, СПб, 1912. С. 178, кат. № 384 (192).

384. Сар­ко­фаг.

Най­ден око­ло Тиво­ли в 1843 г. Собр. Кам­па­на. В. 1,16 м. Зал III (Зев­са). На лице­вой сто­роне бра­ко­со­че­та­ние; над этой сце­ной на крыш­ке — капи­то­лий­ские боже­ства: Юпи­тер, Юно­на, Минер­ва и Пар­ки; нале­во — вос­хо­дя­щее солн­це, напра­во — захо­дя­щая луна. На пра­вой сто­роне — охота, на левой — сце­на из пас­ту­ше­ско­го быта.

Вальд­гау­ер О. Ф. Антич­ная скульп­ту­ра. Изда­тель­ство Брок­гауз-Ефрон, Пет­ро­град, 1924. С. 152, кат. № 384.

115. Сар­ко­фаг.

Рим. Конец II в. Мра­мор. Дли­на 230 см; высота 116 см. Посту­пил из кол­лек­ции Кам­па­на в 1862 г. Инв. № А 433.

В цен­тре релье­фа на перед­ней стен­ке сар­ко­фа­га изо­бра­же­на супру­же­ская пара, совер­шаю­щая обряд жерт­во­при­но­ше­ния в при­сут­ст­вии богов, деву­шек с дара­ми и при­служ­ни­ков, веду­щих жерт­вен­но­го быка. Боги­ня Кон­кор­дия бла­го­слов­ля­ет брач­ный союз; Вир­тус, вопло­ще­ние граж­дан­ской доб­ле­сти, вен­ча­ет супру­га; Вене­ра и Гиме­ней пред­ве­ща­ют сча­стье моло­дым.

Сар­ко­фаг отно­сит­ся к чис­лу так назы­ва­е­мых био­гра­фи­че­ских сар­ко­фа­гов. Но рельеф не толь­ко вос­про­из­во­дит один из эпи­зо­дов жиз­ни умер­ше­го; в алле­го­ри­че­ской фор­ме он вос­пе­ва­ет три основ­ные граж­дан­ские доб­ро­де­те­ли рим­ля­ни­на: бла­го­че­стие, доб­лесть и супру­же­ское сог­ла­сие. В исполь­зо­ва­нии алле­го­рии про­яви­лось вли­я­ние мону­мен­таль­ных релье­фов три­ум­фаль­ных колонн и арок. Рельеф отли­ча­ет­ся вели­ко­леп­ным каче­ст­вом испол­не­ния, тща­тель­ной переда­чей инди­виду­аль­ных осо­бен­но­стей лиц изо­бра­жен­ных.

Гор­бу­но­ва К. С., Савер­ки­на И. И. Искус­ство древ­ней Гре­ции и Рима в собра­нии Эрми­та­жа. Авро­ра, Ленин­град, 1975. С. 114—115, кат. № 115.

Источники:
© 2012 г. Фото: И. А. Шурыгин.
Текст: музейная аннотация.
© Описание: (1) Кизерицкий Г. Музей древней скульптуры. Изд. 4-е, испр. и доп. Типография А. Бенке, СПб, 1901. С. 91—93, кат. № 192.
(2) Вальдгауер О. Ф. Краткое описание музея древней скульптуры. Т-во Р. Голике и А. Вильборг, СПб, 1912. С. 178, кат. № 384 (192).
(3) Вальдгауер О. Ф. Античная скульптура. Издательство Брокгауз-Ефрон, Петроград, 1924. С. 152, кат. № 384.
(4) Горбунова К. С., Саверкина И. И. Искусство древней Греции и Рима в собрании Эрмитажа. Аврора, Ленинград, 1975. С. 114—115, кат. № 115.

комм.
ПОИСК ИЗОБРАЖЕНИЙ В АНТИЧНОМ ИСКУССТВЕ
Ключевые слова: мрамор мраморный саркофаг супругов супружеской пары с крышкой биографический саркофаг свадебный саркофаг со сценами бракосочетания церемония бракосочетания vita humana благочестие согласие Инв № А 433 ГР 4222 коллекция собрание кампана
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА