Саркофаг со сценами бракосочетания (саркофаг супругов)
Мрамор. III в. н. э.Инв. № А 433 / ГР-4222.Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж. Фото: И. А. Шурыгин

Саркофаг со сценами бракосочетания (саркофаг супругов).

Мрамор. III в. н. э.
Инв. № А 433 / ГР-4222.

Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.

Происхождение:
Посту­пил в Эрми­таж в 1862 г. Про­ис­хо­дит из собра­ния Кам­па­на.

Описание:

192. Сар­ко­фаг.

На пере­д­ней сто­роне изо­бра­же­на сце­на рим­ско­го бра­ко­со­че­та­ния, в при­сут­ст­вии неко­то­рых божеств, как то: Юно­ны, Вене­ры, Аму­ра, Вик­то­рии и Гиме­нея. При­сут­ст­ву­ет и при­слу­га.

Пра­вая сто­ро­на пред­став­ля­ет охоту; левая — сце­ну из пас­ту­ше­ско­го быта.

Пере­д­ние углы крыш­ки укра­ше­ны мас­ка­ми, а в баре­лье­фе меж­ду ними изо­бра­же­ны капи­то­лий­ские боже­ства и Пар­ки меж­ду поды­маю­щим­ся из Оке­а­на богом Солн­ца и спус­каю­щей­ся в Оке­ан боги­ней Луны. Про­из­веде­ние рим­ско­го искус­ства при­бли­зи­тель­но 170 г. по Р. Х.

Сар­ко­фаг этот най­ден в Мон­ти­чел­ли, неда­ле­ко от Тиво­ли, в 1843 году.

Баре­лье­фы сох­ра­ни­лись отлич­но, за иск­лю­че­ни­ем самых незна­чи­тель­ных рестав­ра­ций.

Bullet. dell’Inst. 1844, p. 102. — Brunn в Annali dell’Instit. 1844, p. 186 ff. Monum. Ined. IV. tav. 9. — Kleine Schriften I, p. 4 ff. — d’Escamps, Description des Marbres antiques du Musée Campana, pl. 107. — Rossbach, Unters. über die röm. Ehe, S. 318 f. — Id. Röm. Hochzeits- und Ehedenkmäler, S. 106 ff. — Overbeck, griech. Kunstmythol. II, p. 173. III, p. 56 ff. (тут изда­на сред­няя груп­па пере­д­ней сто­ро­ны крыш­ки). — A. Herzog, Stati epithalamium (L. 1881), p. 34.

Парос­ский мра­мор. — Выс. 1,16 м, с под­став­лен­ны­ми ему сфинк­са­ми 1,687 м; шир. 1,10 м; дл. 2,30. — Собр. Кам­па­на.

Кизе­риц­кий Г. Музей древ­ней скульп­ту­ры. Изд. 4-е, испр. и доп. Типо­гра­фия А. Бен­ке, СПб, 1901. С. 91—93, кат. № 192.

384 (192). Сар­ко­фаг.

Из собра­ния Кам­па­на. Най­ден око­ло Тиво­ли в 1843 г. В. 1,16 м.

На лице­вой сто­роне бра­ко­со­че­та­ние, над этой сце­ной на крыш­ке — капи­то­лий­ские боже­ства: Юпи­тер, Юно­на, Минер­ва и Пар­ки; нале­во — вос­хо­дя­щее солн­це, напра­во — захо­дя­щая луна.

На пра­вой сто­роне — охота, на левой — сце­на из пас­ту­ше­ско­го быта.

Вальд­гау­ер О. Ф. Крат­кое опи­са­ние музея древ­ней скульп­ту­ры. Т-во Р. Голи­ке и А. Виль­борг, СПб, 1912. С. 178, кат. № 384 (192).

384. Сар­ко­фаг.

Най­ден око­ло Тиво­ли в 1843 г. Собр. Кам­па­на. В. 1,16 м. Зал III (Зев­са). На лице­вой сто­роне бра­ко­со­че­та­ние; над этой сце­ной на крыш­ке — капи­то­лий­ские боже­ства: Юпи­тер, Юно­на, Минер­ва и Пар­ки; нале­во — вос­хо­дя­щее солн­це, напра­во — захо­дя­щая луна. На пра­вой сто­роне — охота, на левой — сце­на из пас­ту­ше­ско­го быта.

Вальд­гау­ер О. Ф. Антич­ная скульп­ту­ра. Изда­тель­ство Брок­гауз-Ефрон, Пет­ро­град, 1924. С. 152, кат. № 384.

115. Сар­ко­фаг.

Рим. Конец II в. Мра­мор. Дли­на 230 см; высота 116 см. Посту­пил из кол­лек­ции Кам­па­на в 1862 г. Инв. № А 433.

В цен­тре релье­фа на пере­д­ней стен­ке сар­ко­фа­га изо­бра­же­на супру­же­ская пара, совер­шаю­щая обряд жерт­во­при­но­ше­ния в при­сут­ст­вии богов, деву­шек с дара­ми и при­служ­ни­ков, веду­щих жерт­вен­но­го быка. Боги­ня Кон­кор­дия бла­го­слов­ля­ет брач­ный союз; Вир­тус, вопло­ще­ние граж­дан­ской доб­ле­сти, вен­ча­ет супру­га; Вене­ра и Гиме­ней пред­ве­ща­ют сча­стье моло­дым.

Сар­ко­фаг отно­сит­ся к чис­лу так назы­вае­мых био­гра­фи­че­ских сар­ко­фа­гов. Но рельеф не толь­ко вос­про­из­во­дит один из эпи­зо­дов жиз­ни умер­ше­го; в алле­го­ри­че­ской фор­ме он вос­пе­ва­ет три основ­ные граж­дан­ские доб­ро­де­те­ли рим­ля­ни­на: бла­го­че­стие, доб­лесть и супру­же­ское сог­ла­сие. В исполь­зо­ва­нии алле­го­рии про­яви­лось вли­я­ние мону­мен­таль­ных релье­фов три­ум­фаль­ных колонн и арок. Рельеф отли­ча­ет­ся вели­ко­леп­ным каче­ст­вом испол­не­ния, тща­тель­ной пере­да­чей инди­виду­аль­ных осо­бен­но­стей лиц изо­бра­жен­ных.

Гор­бу­но­ва К. С., Савер­ки­на И. И. Искус­ство древ­ней Гре­ции и Рима в собра­нии Эрми­та­жа. Авро­ра, Ленин­град, 1975. С. 114—115, кат. № 115.

Источники:
© 2012 г. Фото: И. А. Шурыгин.
Текст: музейная аннотация.
© Описание: (1) Кизерицкий Г. Музей древней скульптуры. Изд. 4-е, испр. и доп. Типография А. Бенке, СПб, 1901. С. 91—93, кат. № 192.
(2) Вальдгауер О. Ф. Краткое описание музея древней скульптуры. Т-во Р. Голике и А. Вильборг, СПб, 1912. С. 178, кат. № 384 (192).
(3) Вальдгауер О. Ф. Античная скульптура. Издательство Брокгауз-Ефрон, Петроград, 1924. С. 152, кат. № 384.
(4) Горбунова К. С., Саверкина И. И. Искусство древней Греции и Рима в собрании Эрмитажа. Аврора, Ленинград, 1975. С. 114—115, кат. № 115.

комм.
Ключевые слова: скульптура скульптурный sculptura римский римская римские погребальная погребальный погребальные рельеф греческая мифология mythologia graeca римская мифология mythologia romana богиня минерва минервы minerva богиня юнона юноны dea juno iuno юпитер юпитера jupiter iupiter juppiter iuppiter jovis iovis гименей гименея hymenaios hymenaeus бог гелий гелиос гелия гелиоса deus helios helius саркофаг саркофаги sarcophagus sarcophagi биографический саркофаг мрамор мраморный саркофаг супругов супружеской пары с крышкой биографический саркофаг свадебный саркофаг со сценами бракосочетания церемония бракосочетания vita humana благочестие согласие коллекция собрание кампана инв № а 433 / гр-4222