Форум Нервы. Рельефный фриз со сценами мифа об Арахне
85—97 гг. н. э. Рим, Форум Нервы. Фото: И. А. Шурыгин

Форум Нервы. Рельефный фриз со сценами мифа об Арахне.

85—97 гг. н. э.

Рим, Форум Нервы.

Описание:
Так назы­вае­мый форум Нер­вы был пост­ро­ен во вре­ме­на прав­ле­ния Доми­ци­а­на. Стро­и­тель­ство нача­лось в 92 г., одна­ко после смер­ти импе­ра­то­ра его имя декре­том сена­та было пре­да­но забве­нию (damnatio memoriae), и форум впо­след­ст­вии полу­чил раз­но­об­раз­ные наз­ва­ния: forum Palladium в честь хра­ма Минер­вы, forum transitorium, посколь­ку через него сооб­ща­лись четы­ре сосед­них фору­ма, а так­же forum Nervae по име­ни импе­ра­то­ра, посвя­тив­ше­го его. Форум в плане пред­став­лял собой пря­мо­уголь­ник (120 х 45 м). На нем сто­ял храм Минер­вы, пост­ро­ен­ный в коринф­ском сти­ле, пол­но­стью раз­ру­шен­ный в нача­ле 1600-х годов папой Пав­лом V Бор­ге­зе, кото­рый исполь­зо­вал бло­ки мра­мо­ра для завер­ше­ния стро­и­тель­ства фон­та­на Аква Пао­ла (1610-1612). С трех сто­рон храм был окру­жен пор­ти­ком с канел­ли­ро­ван­ны­ми колон­на­ми коринф­ско­го орде­ра и бога­то деко­ри­ро­ван­ным фри­зом, насколь­ко мож­но судить по еди­нич­ным сох­ра­нив­шим­ся частям ори­ги­наль­ной кон­струк­ции — т. н. Огром­ным Колон­нам (le Colonnacce) на углу улиц Кавур, Алес­сан­д­ри­на и дей Фори Импе­ри­а­ли. Фриз пор­ти­ка впер­вые был опи­сан в 1693 г. в Admiranda Romanorum Antiquitatum Ac Veteris Sculpturae Vestigia, изда­нии, иллю­ст­ри­ро­ван­ном гра­вю­ра­ми Пьет­ро Сан­те Бар­то­ли с ком­мен­та­ри­я­ми Джо­ван­ни Пьет­ро Бел­ло­ри. Эве Д’Амбра в пуб­ли­ка­ции 1993 г. под­черк­ну­ла, что извест­ный анти­квар не рас­по­знал в цен­траль­ном релье­фе, рас­по­ло­жен­ном под атти­ком с фигу­рой Минер­вы, клас­си­че­ский мифо­ло­ги­че­ский сюжет нака­за­ния Ара­х­ны Минер­вой. С дру­гой сто­ро­ны, этот миф не отно­сил­ся к чис­лу популяр­ных в ста­рые вре­ме­на, а древ­не­гре­че­ская ваза из коринф­ско­го архео­ло­ги­че­ско­го музея с подоб­ным сюже­том, опи­сан­ная Вайн­бер­гом в 1959 г., в 17 в. была неиз­вест­на. Пер­вым, кто рас­по­знал в этой части фри­за исто­рию Ара­х­ны и Минер­вы, был Хуго Блюм­нер (1877), кото­рый опи­сал сце­ну, где боги­ня, раз­гне­вав­ша­я­ся на девуш­ку, соткав­шую пре­крас­ную ткань, уда­ри­ла ее вере­те­ном по лицу (Met., VI, vv. 132-133).
В дей­ст­ви­тель­но­сти, фигу­ра на фри­зе дер­жит в руках меч; Эве Д’Амбра объ­яс­ни­ла дан­ное несоот­вет­ст­вие тем, что вере­те­но, име­ю­щее неболь­шие раз­ме­ры, было бы невоз­мож­но раз­ли­чить с уров­ня зем­ли. И толь­ко Мария Тере­за Пикар в 1961, а затем в 1965 г. не сог­ла­си­лась с таким про­чте­ни­ем фри­за. По ее мне­нию, рельеф пол­но­стью лишен пафо­са и живо­сти, столь харак­тер­ных для Овидия. Иссле­до­ва­тель­ни­ца счи­та­ет, что на фри­зе изо­бра­же­но под­но­ше­ние тка­чи­ха­ми даров Минер­ве. В част­но­сти коле­но­пре­кло­нен­ную фигу­ру, тра­ди­ци­он­но опре­де­ля­е­мую как Арах­на, она опи­сы­ва­ет как тка­чи­ху, рас­про­стер­шу­ю­ся перед боги­ней, посе­тив­шей ее мастер­скую. В сво­ей недав­ней рабо­те Эве Д’Амбра пыта­ет­ся объ­яс­нить выбор дан­но­го сюже­та на фору­ме, посвя­щен­ном Минер­ве, и иден­ти­фи­ци­ро­вать осталь­ные 56 сох­ра­нив­ших­ся фигур. Мно­го­чис­лен­ные жен­щи­ны, пряду­щие шерсть и тку­щие на рамах, слу­жат выра­же­ни­ем жен­ских досто­инств (virtutes), в про­ти­во­по­лож­ность Арахне, кото­рая высту­па­ет в каче­стве отри­ца­тель­но­го при­ме­ра, недо­стой­но­го под­ра­жа­ния. За спи­ной Минер­вы-Ремес­лен­ни­цы (Minerva Ergane), пок­ро­ви­тель­ни­цы реме­сел и искусств, нахо­дит­ся груп­па из трех фигур — девоч­ки, жен­щи­ны и ста­ру­хи — кото­рая пред­став­ля­ет тече­ние жиз­ни. Две жен­щи­ны про­дол­жа­ют ткать в при­сут­ст­вии боги­ни, выпол­няя свой жен­ский долг.

Chiara Mataloni


Источники:
© 2015 г. Фото: И. А. Шурыгин.
© 2016 г. Перевод с итал.: И. А. Шурыгин.

комм.
Ключевые слова: форум Нервы Нерва Домициан переходный форум Минервы палладиум рельефный фриз рельеф рельефы фриза миф об Арахне и Афине Минерве Арахна Арахнея Афина Минерва ткачиха работница ремесленница искусница