Реконструкция монумента из Старых Курий в честь членов династии Юлиев-Клавдиев
55—56 гг. н. э.
Зал 5, инв. № 574363.
Рим, Национальный римский музей, Термы Диоклетиана. Фото: И. А. Шурыгин

Реконструкция монумента из Старых Курий в честь членов династии Юлиев-Клавдиев.

55—56 гг. н. э.
Зал 5, инв. № 574363.

Рим, Национальный римский музей, Термы Диоклетиана.

Описание:
Ста­рые курии (Curiae Veteres): храм

Архи­тек­тур­ные фраг­мен­ты отно­сят­ся к хра­му, кото­рый после пожа­ра вос­ста­но­вил импе­ра­тор Клав­дий за соб­ст­вен­ный счёт. Рестав­ра­ция дати­ру­ет­ся меж­ду 51 г. н. э. (пятое кон­суль­ство Клав­дия, упо­мя­ну­тое в над­пи­си) и 54 г. н. э. (год его смер­ти). Иден­ти­фи­ка­ция хра­ма вызы­ва­ет сомне­ния: это может быть глав­ное зда­ние Ста­рых курий, древ­ний храм, кото­рый, как счи­та­лось, осно­вал Ромул, или свя­ти­ли­ще, кото­рое посвя­ти­ла памя­ти Авгу­ста его жена Ливия. В гла­го­ле curavit («поза­бо­тил­ся») мож­но отме­тить сим­вол Ⅎ: это бук­ва, добав­лен­ная импе­ра­то­ром Клав­ди­ем и исполь­зо­вав­ша­я­ся толь­ко в его прав­ле­ние, чтобы отли­чать раз­ные зву­ки, кото­рые пер­во­на­чаль­но выра­жа­лись одной и той же бук­вой V.

Рим, пьяц­ца-дель-Колос­сео, севе­ро-восточ­ный склон Пала­ти­на, 51—54 гг. н. э.

Ста­рые курии (Curiae Veteres): свя­ти­ли­ще

Мра­мор­ный и брон­зо­вый поста­мен­ты вхо­ди­ли в состав мону­мен­таль­но­го ком­плек­са, рас­по­ло­жен­но­го на свя­щен­ном участ­ке Ста­рых курий и пред­на­зна­чен­но­го для про­слав­ле­ния Авгу­ста и чле­нов его дина­стии. Ком­плекс был осно­ван в нача­ле прав­ле­ния Авгу­ста, мно­го раз под­вер­гал­ся транс­фор­ма­ци­ям и нако­нец был раз­ру­шен во вре­мя страш­но­го пожа­ра при Нероне в 64 г. н. э. Брон­зо­вый поста­мент был посвя­щен Тибе­рию; мра­мор­ный, рас­по­ло­жен­ный в свя­ти­ли­ще, — Авгу­сту, Клав­дию, Неро­ну и Агрип­пине. Посвя­ще­ния совер­ши­ли aenatores — музы­кан­ты, играю­щие на мед­ных духо­вых инстру­мен­тах во вре­мя тор­же­ст­вен­ных воен­ных и граж­дан­ских цере­мо­ний, tubicines – музы­кан­ты, играв­шие на тру­бе (tuba), liticines — музы­кан­ты, играв­шие на горне (lituus) и cornicines — музы­кан­ты, играв­шие на рож­ке (cornu). Назы­вая себя Romani, музы­кан­ты под­чёр­ки­ва­ют своё зна­че­ние на цере­мо­ни­ях, про­во­див­ших­ся в Риме.

Рим, пьяц­ца-дель-Колос­сео, севе­ро-восточ­ный склон Пала­ти­на, 12 г. до н. э. — 56 г. н. э.


Источники:
© 2015 г. Фото: И. А. Шурыгин.
© Описание: музейная табличка.
© 2016 г. Перевод: О. В. Любимова.

комм.

комм.

комм.

комм.

комм.
Ключевые слова: реконструкция монумента Император Цезарь Август император Нерон император Клавдий Юлия Агриппина Августа Младшая музыканты трубачи горнисты сигнальщики играющие на рожках Старые Курии AE 1996 246 CIL VI 40307