Фрески фриза (деталь). Большой колумбарий виллы Дориа Памфили в Риме.

Конец I в. до н. э. — конец I в. н. э.

Рим, Национальный римский музей, Палаццо Массимо в Термах.

Происхождение:
Рас­коп­ки 1820—1830 гг.

Описание:
Типич­ный колум­ба­рий пред­став­ля­ет собой гроб­ни­цу, напо­ло­ви­ну погру­жен­ную в зем­лю, в сте­нах кото­рой рас­по­ло­же­ны ряды ниш, содер­жа­щих тер­ра­ко­то­вые урны с пеп­лом умер­ших. Наряду с семей­ны­ми колум­ба­ри­я­ми, имев­ши­ми скром­ные раз­ме­ры, стро­и­лись и круп­ные гроб­ни­цы, рас­счи­тан­ные на сот­ни ниш. Боль­шие колум­ба­рии созда­ва­лись в Риме от кон­ца рес­пуб­ли­кан­ской эры до прин­ци­па­та Фла­ви­ев с целью обес­пе­чить достой­ное погре­бе­ние для мно­же­ства воль­ноот­пу­щен­ни­ков, кото­рые в тот пери­од ста­ли дости­гать доволь­но высо­ко­го эко­но­ми­че­ско­го и соци­аль­но­го ста­ту­са. Эти соору­же­ния воз­во­ди­лись чле­на­ми импе­ра­тор­ской семьи и сена­то­ра­ми для сво­их рабов и воль­ноот­пу­щен­ни­ков, а так­же част­ны­ми пред­при­ни­ма­те­ля­ми, тор­го­вав­ши­ми места­ми для захо­ро­не­ния.

Фри­зы, разде­ляв­шие ряды ниш, рас­пи­сы­ва­лись жан­ро­вы­ми сцен­ка­ми, идил­ли­че­ски­ми пей­за­жа­ми, квад­ра­та­ми с фрук­та­ми или пти­ца­ми и эпи­зо­да­ми из мифов; подоб­ные ико­но­гра­фи­че­ские моти­вы встре­ча­ют­ся так­же в деко­ре жилых домов того вре­ме­ни. На фоне пей­за­жей, подоб­ных тем, кото­ры­ми была рас­пи­са­на вил­ла Фар­не­зи­на, мы видим сце­ны из сель­ской жиз­ни, хра­мы, свя­ти­ли­ща, свя­щен­ные дере­вья в оград­ках, пут­ни­ков, пили­гри­мов перед вотив­ны­ми эди­ку­ла­ми и алта­ря­ми, ста­туи При­а­па, Пана и про­чих божеств; изо­бра­же­ния отли­ча­ют­ся нату­ра­лиз­мом.

Натюр­мор­ты состав­ле­ны из птиц и живот­ных в окру­же­нии вет­вей фрук­то­вых дере­вьев или кор­зи­нок с фрук­та­ми (виш­ня­ми, фига­ми, гра­на­та­ми и пр.). Рас­те­ния и зве­ри изо­бра­же­ны весь­ма реа­ли­стич­но, часто уда­ет­ся рас­по­знать виды птиц. Эти обра­зы демон­стри­ру­ют не толь­ко раз­но­об­ра­зие живо­го мира, но и радо­сти жиз­ни: на бога­то нак­ры­том сто­ле все­гда в изоби­лии лежа­ли фрук­ты и дичь.

В череде пей­за­жей и натюр­мор­тов мож­но встре­тить и коми­че­ские сцен­ки с пиг­ме­я­ми на бере­гах Нила. Из мифо­ло­ги­че­ских эпи­зо­дов наи­бо­лее часты­ми ока­зы­ва­ют­ся бит­ва Герак­ла с кен­тав­ром, изби­е­ние детей Нио­бы Апол­ло­ном и Арте­ми­дой, а так­же исто­рия об Окно­се и его осле.

На шту­ка­тур­ке стен сох­ра­ни­лись отвер­стия для гвоздей, на кото­рые веша­ли гир­лян­ды из цве­тов. Под каж­дой нишей име­ет­ся рисо­ван­ная таб­лич­ка (tabula ansata) с име­нем покой­но­го или вла­дель­ца: неред­ко ниши в колум­ба­ри­ях поку­па­ли для после­ду­ю­щей пере­про­да­жи. Изу­че­ние имен на таб­лич­ках пока­за­ло, что боль­шин­ство из них при­над­ле­жа­ло воль­ноот­пу­щен­ни­кам. По сти­лю живо­пи­си и над­пи­сей соору­же­ние мож­но отне­сти к ран­не­му пери­о­ду прав­ле­ния Авгу­ста (30—20 гг. до н. э.).


Источники:
© 2015 г. Фото: И. А. Шурыгин.
Текст: музейные сопроводительные материалы, перевод с итал. И. А. Шурыгин.
ПОИСК ИЗОБРАЖЕНИЙ В АНТИЧНОМ ИСКУССТВЕ
Ключевые слова: большой колумбарий на вилле Дориа Памфили фриз фрески
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА