Портрет Юлии Ливиллы? Тип «Лепта — Мальта».
Белый мрамор. 1-я пол. I в. н. э.
Общая высота 42,3 см, высота лица 22,8 см.
Инв. № 489.Невшатель, Кантональный археологический музей.

Портрет Юлии Ливиллы? Тип «Лепта — Мальта».

Белый мрамор. 1-я пол. I в. н. э.
Общая высота 42,3 см, высота лица 22,8 см.
Инв. № 489.

Невшатель, Кантональный археологический музей.

Происхождение:
Най­ден в 1847 в теат­ре Авен­ти­ка.

Описание:

41. Порт­рет Юлии Ливил­лы?

Тип «Леп­та — Маль­та».
Рис. 33a и 33b.

Нев­ша­тель, Кан­то­наль­ный архео­ло­ги­че­ский музей, инв. № 489.
Бюст.
Белый мра­мор с зёр­на­ми от сред­них до круп­ных.
Обна­ру­жен в 1847 г. в теат­ре Авен­ти­ка.

Раз­ме­ры: общая высота 42,3 см; высота лица 22,8 см.

Рестав­ра­ции: зад­няя часть голо­вы, воз­мож­но, пере­де­ла­на в новое вре­мя.

Биб­лио­гра­фия:
Espérandieu E. Recueil des bas-reliefs, statues et bustes de la Gaule romaine. T. VII. P. 1918. P. 5428;
Jucker H. Altrömische Porträt-Plastik. Zürich, 1953. № 39. S. 25—26, Ill. 7;
Polaschek K. Studien zu einem Frauenkopf im Landesmuseum Trier und zur weiblichen Haartracht der iulisch-claudischen Zeit // TrZ. Bd. 35. 1972. S. 165—166. №. 106. Ill. 8—9;
Kaspar D., Bossert M. // Gesichter: griechische und römische Bildnisse aus schweizer Besitz / H. Jucker, D. Willers (Hsg.). Bern, 1983. S. 92—93 (Юлия Млад­шая?);
Bossert M. Die Rundskulpturen von Aventicum. Berne, 1983. № 36. S. 40—41. Ill. 45;
Drack W., Fellmann R. Die Römer in der Schweiz. Stuttgart, 1988. S. 205, Ill. 176 (Юлия Млад­шая?);
Chamoux E. La dame d’Avenches // Imago antiquitatis. Religions et iconographie du monde romain. Mélanges offerts à R. Turcan / N. Blanc, A. Buisson (éd.). Paris, 1999. P. 167—172 (Анто­ния Млад­шая).

Сохран­ность: Бюст в очень хоро­шей сохран­но­сти. Оско­лок мра­мо­ра отко­лот от кон­чи­ка носа, а на под­бо­род­ке, на верх­ней кром­ке ушей и на левой над­бров­ной дуге вид­но несколь­ко ско­лов.

Опи­са­ние: Голо­ва это­го бюста в нату­раль­ную вели­чи­ну повёр­ну­та вле­во и немно­го нак­ло­не­на впе­рёд. Тра­пе­цие­вид­ный вырез бюста откры­ва­ет верх­ние части плеч; изо­бра­жён­ная жен­щи­на оде­та в тон­кую, доволь­но глу­бо­ко деколь­ти­ро­ван­ную сто­лу.

Моло­дое, широ­кое и плос­кое лицо очень тон­ко вылеп­ле­но; нос пря­мой, губы пух­лые. Воло­сы моло­дой жен­щи­ны рас­чё­са­ны на пря­мой про­бор и уло­же­ны вол­на­ми; по обе сто­ро­ны от про­бо­ра вид­но по пять волн, а сза­ди воло­сы спле­те­ны в две боко­вых косы, кото­рые в свою оче­редь свя­за­ны на затыл­ке пле­тё­ной лен­той. Воло­сы сза­ди голо­вы тоже обра­зу­ют боль­шую плос­кую косу. Эта весь­ма изыс­кан­ная при­чёс­ка ста­ра­тель­но с. 247 изо­бра­же­на в мель­чай­ших подроб­но­стях. Каче­ство испол­не­ния это­го бюста иск­лю­чи­тель­но высо­кое, так что Ф. Шаму (F. Chamoux) не сомне­ва­ет­ся в том, что это одна из «самых совер­шен­ных работ, дошед­ших до нас от скульп­ту­ры эпо­хи Юли­ев-Клав­ди­ев»153.

Ком­мен­та­рий: Очень высо­кое каче­ство порт­ре­та, несо­мнен­но, при­ве­зён­но­го из одной из луч­ших мастер­ских Ита­лий­ско­го полу­ост­ро­ва, а так­же тот факт, что он, веро­ят­но, был выстав­лен в теат­ре Аван­ша, поз­во­ля­ют пред­по­ло­жить, что это жен­щи­на из импе­ра­тор­ской семьи. Он име­ет явное сход­ство с порт­ре­та­ми Анто­нии Млад­шей, одна­ко о под­лин­ном тож­де­стве гово­рить не при­хо­дит­ся; если при­чёс­ка доволь­но похо­жа, то лицо, напро­тив, очень отли­ча­ет­ся. В част­но­сти, у Анто­нии очень тон­кие губы, в про­ти­во­по­лож­ность пух­лым губам изо­бра­жён­ной здесь девуш­ки; кро­ме того, нос у Анто­нии длин­нее и тонь­ше, лоб выше.

При­чёс­ка, бес­спор­но, харак­тер­на для жен­ских порт­ре­тов эпо­хи Тибе­рия. Самые убеди­тель­ные парал­ле­ли даёт серия реплик, кото­рую иден­ти­фи­ци­ро­ва­ли с раз­ны­ми лица­ми (так назы­вае­мый тип «Леп­та — Маль­та») и в кото­рую может вхо­дить порт­рет из Сен­та (кат. № 34): в ней видят либо дочь Дру­за Стар­ше­го и Анто­нии, либо внуч­ку этой послед­ней, дочь Дру­за Млад­ше­го, в зави­си­мо­сти от места, отво­ди­мо­го ей в дина­сти­че­ских груп­пах Юли­ев-Клав­ди­ев, где она при­сут­ст­ву­ет. Если чер­ты лица девуш­ки из Аван­ша отлич­но соот­вет­ст­ву­ют внеш­но­сти, харак­тер­ной для типа «Леп­та — Маль­та», то одна ико­но­гра­фи­че­ская деталь тре­бу­ет вос­при­ни­мать эту иден­ти­фи­ка­цию осто­рож­но: отсут­ст­вие ряда локо­нов-раку­шек, обрам­ля­ю­щих лоб, кото­рые наблюда­ют­ся на дру­гих реп­ли­ках. Воз­мож­но, это «упро­щён­ный» вари­ант типа, сопо­ста­ви­мый с тем, что име­ет­ся в ико­но­гра­фии Анто­нии; одна­ко при отсут­ст­вии дру­гих точ­ных реплик луч­ше соблюдать осто­рож­ность и рас­смат­ри­вать эту иден­ти­фи­ка­цию толь­ко как гипо­те­ти­че­скую.

ПРИМЕЧАНИЯ

153Chamoux E. La dame d’Avenches // Imago antiquitatis. Religions et iconographie du monde romain. Mélanges offerts à R. Turcan / N. Blanc, A. Buisson (éd.). Paris, 1999. P. 167.

Источники:
© 2006 г. Фото, текст: Rosso E. L’Image de l’empereur en Gaule Romaine. Portraits et inscriptions. Éditions du Comité des travaux historiques et scientifiques, Paris, 2006. С. 246—247, кат. № 41, илл. 33 a—b.
© 2016 г. Перевод с франц.: О. В. Любимова.
Ключевые слова: скульптура скульптурный sculptura римский римская римские имперский юлии-клавдии династия юлиев-клавдиев iulio-claudia iulii-claudii julii-claudii антония младшая g136 re114 antonia minor юлия ливилла g423 iulia julia livilla re575 портрет портреты портретный портретная римский белый мрамор голова женский портрет женщина юлия ливилла iulia julia livilla g423 антония младшая g136 антонии ливия юлия ливилла g147 юлия младшая g150 женская прическа тип лепта мальта инв № 489