Бюст Антонина Пия из Байи
Мрамор. Ок. 140 г. Неаполь, Национальный археологический музей.

Бюст Антонина Пия из Байи.

Мрамор. Ок. 140 г.

Неаполь, Национальный археологический музей.

Происхождение:
Из Байи.

Описание:
После смер­ти Адри­а­на импе­ра­то­ром стал усы­нов­лен­ный им Тит Элий Анто­нин (138—161 гг. н. э.), полу­чив­ший про­зви­ще Пий (Бла­го­че­сти­вый). Он вышел из среды бога­тых сена­то­ров про­вин­ции Гал­лии. На пре­стол он всту­пил уже пожи­лым чело­ве­ком, пяти­де­ся­ти одно­го года. Сво­и­ми лич­ны­ми каче­ства­ми Анто­нин Пий зна­чи­тель­но боль­ше, чем Адри­ан, соот­вет­ст­во­вал пред­став­ле­ни­ям рим­ской зна­ти, осо­бен­но сена­то­ров, об иде­аль­ном пра­ви­те­ле. Он твер­до сле­до­вал рим­ским обы­ча­ям и рели­ги­оз­ным тра­ди­ци­ям. По сло­вам совре­мен­ни­ков, он отли­чал­ся мяг­ким и доб­рым нра­вом, щед­ро­стью и отсут­ст­ви­ем тще­сла­вия.

«Он выде­лял­ся сво­ей наруж­но­стью, сла­вил­ся сво­и­ми доб­ры­ми нра­ва­ми, отли­чал­ся бла­го­род­ным мило­сер­ди­ем, имел спо­кой­ное выра­же­ние лица, обла­дал необык­но­вен­ны­ми даро­ва­ни­я­ми... при всем этом у него было боль­шое чув­ство меры и отсут­ст­вие вся­ко­го тще­сла­вия» (Юлий Капи­то­лин, Анто­нин Пий, II, 1).

Будучи вер­ным уче­ни­ком Адри­а­на, Анто­нин Пий сле­до­вал его миро­лю­би­вой поли­ти­ке. Во вре­мя его прав­ле­ния, про­дол­жав­ше­го­ся два­дцать три года, про­изо­шло мало изме­не­ний во внеш­нем и внут­рен­нем поло­же­нии Рима. «...Он все­гда любил мир в такой сте­пе­ни, что часто повто­рял сло­ва Сци­пи­о­на, что луч­ше сох­ра­нить жизнь одно­му граж­да­ни­ну, чем убить тыся­чу вра­гов» (Юлий Капи­то­лин, Анто­нин Пий, IX, 10).

При Анто­нине Пии про­цве­та­ют про­вин­ции, рас­тут и бога­те­ют про­вин­ци­аль­ные горо­да. Сле­дуя сове­там Адри­а­на, он боль­шое вни­ма­ние уде­ля­ет Афи­нам, высту­па­ет как защит­ник и пок­ро­ви­тель эллин­ства. В Афи­нах осно­вы­ва­ют­ся новые шко­лы рито­ри­ки и фило­со­фии. Про­дол­жа­ет­ся иде­а­ли­за­ция про­шло­го Гре­ции, ее куль­ту­ры и искус­ства.

В рим­ском искус­стве это­го вре­ме­ни, в част­но­сти в искус­стве порт­ре­та, не про­ис­хо­дит рез­ких изме­не­ний срав­ни­тель­но с пери­о­дом Адри­а­на. [с.61] Шире исполь­зу­ют­ся худо­же­ст­вен­ные при­е­мы, впер­вые появив­ши­е­ся в порт­ре­тах вре­ме­ни Адри­а­на: тон­кая моде­ли­ров­ка и поли­ров­ка лица, при­ме­не­ние бура­ва для волос и боро­ды. Тех­ни­ка бура­ва с тече­ни­ем вре­ме­ни при­об­ре­та­ет все боль­шее зна­че­ние. Пла­сти­че­ская пере­да­ча гла­за ста­но­вит­ся посто­ян­ным явле­ни­ем. Офи­ци­аль­ные порт­ре­ты Анто­ни­на Пия мало отли­ча­ют­ся от порт­ре­тов Адри­а­на. Одним из луч­ших его изо­бра­же­ний явля­ет­ся бюст из Байи в Нацио­наль­ном музее в Неа­по­ле, отно­ся­щий­ся к пер­вым годам его прав­ле­ния. Импе­ра­тор изо­бра­жен в пла­ще, наки­ну­том поверх пан­ци­ря и скреп­лен­ном на пра­вом пле­че застеж­кой. Под­черк­ну­ты спо­кой­ст­вие и сдер­жан­ность, бла­го­род­ная и пред­ста­ви­тель­ная внеш­ность. Иде­а­ли­за­ция обра­за пра­ви­те­ля соче­та­ет­ся с реа­ли­сти­че­ской пере­да­чей черт лица — глу­бо­ко поса­жен­ных, зате­нен­ных глаз, немно­го впа­ло­го рта с выдаю­щей­ся верх­ней губой, доволь­но силь­но высту­паю­ще­го под­бо­род­ка. При пере­да­че волос при­ме­нен бурав. Этот тип порт­ре­та чаще все­го повто­ря­ет­ся как в Риме, так и в про­вин­ци­ях.


Источники:
© Фото, текст: Н. Н. Бритова, Н. М. Лосева, Н. А. Сидорова. Римский скульптурный портрет. М., «Искусство», 1975, с. 60—61, илл. 99.
Ключевые слова: мрамор портрет бюст антонина пия из байи римский император антонин пий военный плащ палудаментум