Бюст Филиппа Аравитянина.

Мрамор. Ок. 245 г.

Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.

Описание:
В 244 году пре­фект пре­то­рии Марк Юлий Филипп, про­зван­ный за свое про­ис­хож­де­ние Ара­ви­тя­ни­ном, сверг Гор­ди­а­на III и был про­воз­гла­шен импе­ра­то­ром. Он родил­ся в Бос­ре, рим­ской коло­нии в Ара­вии, был сыном гла­ва­ря раз­бой­ни­чьей шай­ки. О его дея­тель­но­сти извест­но немно­го. Он был спо­соб­ным пол­ко­вод­цем; вел удач­ные вой­ны на Дунае. Был при­знан рим­ским сена­том. В 248 году тор­же­ст­вен­но отпразд­но­вал тыся­че­ле­тие со дня осно­ва­ния Рима, а в 249 году был убит в бою с вой­ска­ми вос­став­ше­го про­тив него Тра­я­на Деция в Вероне. В сто­ли­це его не люби­ли за вар­вар­ское про­ис­хож­де­ние, но, веро­ят­но, он не был жесток, так как не про­слыл тира­ном.

До наше­го вре­ме­ни дошло око­ло деся­ти порт­ре­тов Филип­па Ара­ви­тя­ни­на, хра­ня­щих­ся в круп­ней­ших музе­ях мира. Один из луч­ших — порт­рет, нахо­дя­щий­ся в Эрми­та­же. Изо­бра­жен силь­ный круп­ный чело­век с про­стым, гру­бым лицом. Его боль­шая, почти пря­мо­уголь­ная голо­ва и муску­ли­стая шея поко­ят­ся на широ­ких пле­чах. Туни­ка и тога обра­зу­ют мно­же­ство раз­но­на­прав­лен­ных глу­бо­ких скла­док. Вели­чи­на бюста при­да­ет порт­ре­ту тор­же­ст­вен­ный и импо­зант­ный харак­тер. Такое реше­ние бюстов харак­тер­но для вто­рой чет­вер­ти и середи­ны III века.

Порт­рет Филип­па Ара­ви­тя­ни­на сто­ит в ряду таких пре­вос­ход­ных реа­ли­сти­че­ских памят­ни­ков вто­рой чет­вер­ти III века н. э., как рас­смот­рен­ные порт­ре­ты Мак­си­ми­на Фра­кий­ца, Баль­би­на и дру­гих. Та же леп­ка фор­мы круп­ны­ми скульп­тур­ны­ми мас­са­ми, акцен­ти­ро­ва­ние с.80 основ­ных черт лица за счет отка­за от всех вто­ро­сте­пен­ных дета­лей. Воло­сы даны общей мас­сой, рас­чле­нен­ной мно­же­ст­вом пря­мых насе­чек, создаю­щих впе­чат­ле­ние густых корот­ких пря­мых волос. Они хоро­шо под­чер­ки­ва­ют фор­му чере­па. Скуль­п­тор пока­зал буг­ро­ва­тый лоб, избо­рож­ден­ный глу­бо­ки­ми мор­щи­на­ми, силь­но выдаю­щи­е­ся над­бров­ные дуги, сдви­ну­тые бро­ви, обра­зу­ю­щие вер­ти­каль­ные мор­щин­ки над пере­но­си­цей. Хоро­шо про­ра­бота­ны ску­лы, под­чер­ки­ва­е­мые впа­лы­ми щека­ми. От широ­ко­го носа вниз, к углам рта про­хо­дят глу­бо­кие склад­ки.

Боль­шую роль в уси­ле­нии эмо­цио­наль­но­го воздей­ст­вия порт­ре­та игра­ет сопо­став­ле­ние ярко осве­щен­ных и зате­нен­ных частей скульп­ту­ры. Оно ожив­ля­ет образ и под­чер­ки­ва­ет его струк­ту­ру. Порт­рет очень инди­видуа­лен, харак­тер­ные чер­ты лич­но­сти Филип­па Ара­ви­тя­ни­на переда­ны с боль­шим мастер­ст­вом. Он про­из­во­дит впе­чат­ле­ние чело­ве­ка, кото­рый верит толь­ко в свои соб­ст­вен­ные силы, изо­бра­жен насто­ро­жен­ным, ожидаю­щим опас­но­стей, угро­жаю­щих ему ото­всюду, и гото­вым отра­зить их.


Источники:
ENGLISH

Вы можете отметить интересные вам фрагменты текста, которые будут доступны по уникальной ссылке в адресной строке браузера.

Ключевые слова: мрамор мужской портрет бюст Филиппа Араба римский император Филипп I Араб Аравитянин туника тога тогата тогатус тога контабулата toga contabulata contabulatio контабуларий контабулярий Инв А31 А 31