Сосуд с надписью Небнетеру и эпитафией П. Клавдия Пульхра
Алебастр. Ок. IX—VIII вв. до н. э., Египет.
Эпитафия: кон. I в. до н. э. — нач. I в. н. э., Рим.
CIL VI 1282 = ILS 882.
Инв. №№ N 386 / D 34 / MR 889.Париж, Лувр.

Сосуд с надписью Небнетеру и эпитафией П. Клавдия Пульхра.

Алебастр. Ок. IX—VIII вв. до н. э., Египет.
Эпитафия: кон. I в. до н. э. — нач. I в. н. э., Рим.
CIL VI 1282 = ILS 882.
Инв. №№ N 386 / D 34 / MR 889.

Париж, Лувр.

Происхождение:
Най­ден в 1615 г. в Риме, у теат­ра Мар­цел­ла. В 1808 г. посту­пил в Лувр из кол­лек­ции Бор­ге­зе.

Описание:
Deutsch 17. Але­баст­ро­вая ваза, Лувр D 34, Неб­не­те­ру (Nb-nṯrw) IV, позд­нее в Риме исполь­зо­ва­на как урна Пуб­лия Клав­дия Пуль­х­ра. Pierret P. Recueil d’inscriptions inédites du musée égyptien du Louvre traduites et commentées. Pt. 2. P., 1878. P. 86; Legrain G. Le dossier de la famille Nibnoutirou // RecTrav. T. 30. 1908. P. 171—172; Kitchen K. A. The Third Intermediate Period in Egypt (1100-650 B.C.). Warminster, 1996. P. 177;


два цен­траль­ных кар­ту­ша, сле­ва:
спра­ва:
спра­ва от него:
сле­ва от него:
ниже:

CIL VI 1282 = ILS 882 = AE 2000, 135:

P(ublius) Claudius P(ubli) f(ilius) / Ap(pi) n(epos) Ap(pi) pron(epos) / Pulcher q(uaestor) quaesitor / pr(aetor) augur

Чтобы увидеть эту раз­но­об­раз­ную дина­ми­ку в дей­ст­вии, взг­ля­нем более вни­ма­тель­но на один импорт­ный пред­мет, сосуд, кото­рый спер­ва был вотив­ным под­но­ше­ни­ем в Егип­те, а затем — погре­баль­ной урной в Ита­лии, и рас­смот­рим, каким обра­зом еги­пет­ское про­ис­хож­де­ние и назна­че­ние это­го пред­ме­та повли­я­ло на его повтор­ное исполь­зо­ва­ние в Риме. Высота вазы чуть более двух футов (66 см), она выте­са­на из одно­го кус­ка каль­ци­то­во­го але­баст­ра (рис. 1. 2 a, b). У неё осо­бен­но бога­тая био­гра­фия. Над­пи­си с обе­их сто­рон — иеро­гли­фи­че­ская над­пись IX в. до н. э. и латин­ская над­пись нача­ла I в. н. э., — осве­ща­ют как еги­пет­скую, так и рим­скую жизнь вазы. Мно­го извест­но и о её постан­тич­ной исто­рии. Ваза была обна­ру­же­на «воз­ле теат­ра Мар­цел­ла» в 1615 г. Семья Бор­ге­зе при­об­ре­ла её для сво­ей рас­ту­щей кол­лек­ции, и на про­тя­же­нии несколь­ких веков ваза нахо­ди­лась в руках этой семьи. В 1808 г. она была при­об­ре­те­на для музея Напо­лео­на. Сего­дня она хра­нит­ся в Лув­ре, в отде­ле еги­пет­ских древ­но­стей30. Даже крат­кая исто­рия это­го экзем­пля­ра пока­зы­ва­ет, что в раз­ное вре­мя он играл раз­ные роли: под­но­ше­ние, памят­ник и пред­мет искус­ства (objet d’art). Ещё при­ме­ча­тель­нее, что мож­но уста­но­вить вла­дель­цев этой вазы на раз­лич­ных эта­пах ее суще­ст­во­ва­ния, от созда­ния до сох­ра­не­ния.

В иеро­гли­фи­че­ской над­пи­си на пере­д­ней сто­роне сооб­ща­ет­ся, что эта ваза явля­ет­ся посвя­ще­ни­ем жре­ца Фив по име­ни Неб­не­те­ру за здо­ро­вье и уда­чу царя. Фор­му­ла, опи­сы­ваю­щая царя, пред­по­ла­га­ет, что посвя­ще­ние сде­ла­но либо при Осор­коне II (око­ло 874—850 гг. до н. э.), либо при Осор­коне III (око­ло 777—749 гг. до н. э.)31. Неб­не­те­ру при­над­ле­жал к семье, родо­слов­ную кото­рой мож­но про­следить в тече­ние пяти поко­ле­ний; это была выдаю­ща­я­ся жре­че­ская семья в эпо­ху напря­жён­ных отно­ше­ний меж­ду еги­пет­ски­ми царя­ми и мест­ны­ми эли­та­ми32. Напри­мер, в прав­ле­ние Осор­ко­на II жрец по име­ни Хар­си­ес объ­явил себя пра­ви­те­лем этой обла­сти и попы­тал­ся затмить собой цар­скую власть: он даже пост­ро­ил себе цар­скую гроб­ни­цу в Мединет-Абу33. Сопо­став­ле­ние с чуть более позд­ним мате­ри­а­лом ука­зы­ва­ет на то, что такие вазы были пре­стиж­ны­ми объ­ек­та­ми и исполь­зо­ва­лись эли­той в риту­а­лах даре­ния; воз­мож­но, в них содер­жа­лись доро­гие бла­го­во­ния. А для созда­ния вазы с. 26 тако­го раз­ме­ра потре­бо­вал­ся круп­ный камен­ный блок, при­ве­зён­ный, веро­ят­но, из восточ­ной еги­пет­ской пусты­ни34. Таким обра­зом, как еги­пет­ский объ­ект эта ваза отра­жа­ет заяв­ле­ние отдель­но­го чело­ве­ка в под­держ­ку царя, но одно­вре­мен­но пред­став­ля­ет собой демон­стра­цию богат­ства и свя­зей само­го это­го чело­ве­ка.

Эта ваза попа­ла в Рим в нача­ле прав­ле­ния Авгу­ста и была повтор­но исполь­зо­ва­на как погре­баль­ная урна. Хотя мы не вполне точ­но зна­ем место её обна­ру­же­ния, она слу­жит луч­шим свиде­тель­ст­вом о место­по­ло­же­нии фамиль­ной гроб­ни­цы Клав­ди­ев, кото­рую пред­по­ло­жи­тель­но лока­ли­зу­ют воз­ле хра­ма Бел­ло­ны35. Чтобы при­спо­со­бить вазу к её ново­му назна­че­нию, ремес­лен­ни­ки снаб­ди­ли её крыш­кой и дву­мя руч­ка­ми из ита­лий­ско­го але­баст­ра (он выглядит так же, как и каль­ци­то­вый але­бастр, но менее про­зрач­ный и поло­са­тый). На обрат­ной сто­роне была добав­ле­на латин­ская над­пись, в кото­рой иден­ти­фи­ци­ро­ван вла­де­лец вазы и три поко­ле­ния его пред­ков:

«Пуб­лий Клав­дий Пуль­хр, сын Пуб­лия, внук Аппия, пра­внук Аппия. Кве­стор, пред­седа­тель суда, пре­тор и авгур»36.

Пуб­лий Клав­дий Пуль­хр при­над­ле­жал к одной из самых зна­ме­ни­тых семей Позд­ней рес­пуб­ли­ки. Его отцом был Пуб­лий Кло­дий, зна­ме­ни­тый враг Цице­ро­на (пле­бей­ский три­бун 58 г. до н. э.); его дедом — Аппий Клав­дий Пуль­хр (кон­сул 54 г., с. 27 цен­зор 51 г. до н. э.); его пра­дедом — Аппий Клав­дий Пуль­хр (кон­сул 79 г. до н. э.)[1]37. Лите­ра­тур­ные свиде­тель­ства поз­во­ля­ют нам ожи­вить его био­гра­фию. Когда умер отец Пуб­лия Клав­дия Пуль­х­ра, его мать вышла замуж за три­ум­ви­ра Мар­ка Анто­ния, кото­рый обру­чил его сест­ру с Окта­виа­ном, чтобы скре­пить свой союз с ним, хотя в кон­це кон­цов этот брак был анну­ли­ро­ван38. Цице­рон тоже знал его и счи­тал мно­го­обе­щаю­щим моло­дым чело­ве­ком. Для Вале­рия Мак­си­ма его жизнь послу­жи­ла при­ме­ром (exemplum) погиб­шей юно­сти; он упо­ми­на­ет о романе Пуб­лия Клав­дия Пуль­х­ра с про­сти­тут­кой, кото­рый закон­чил­ся его постыд­ной и ужас­ной смер­тью от болез­ни39. (Крат­кое опи­са­ние карье­ры (cursus honorum) в его над­гроб­ной над­пи­си пред­по­ла­га­ет успеш­ное нача­ло карье­ры, кото­рая вне­зап­но пре­рва­лась, хотя при­чи­на это­го не ука­за­на). Его пере­жи­ли двое детей, в том чис­ле сын, достиг­ший кон­суль­ства в 21 или 22 г. н. э.40 Этот слу­чай осо­бен­но инте­ре­сен тем, что Пуб­лий Клав­дий Пуль­хр жил в эпо­ху решаю­ще­го пере­ло­ма в отно­ше­ни­ях Рима с Егип­том, хотя он был слиш­ком молод, чтобы участ­во­вать в кон­флик­те Окта­ви­а­на с Анто­ни­ем и Клео­патрой.

Какое зна­че­ние име­ло еги­пет­ское про­ис­хож­де­ние это­го объ­ек­та для его после­дую­ще­го исполь­зо­ва­ния? Мемо­ри­ал Пуб­лия Клав­дия Пуль­х­ра дол­жен был про­из­во­дить вну­ши­тель­ное впе­чат­ле­ние, ибо пред­став­лял собой боль­шой пред­мет из пре­крас­но­го поло­са­то­го кам­ня. Соглас­но Пли­нию, луч­ший але­бастр имел золо­ти­сто-медо­вый цвет и чёт­кие завит­ки, и еги­пет­ский але­бастр счи­тал­ся хоро­шим; рим­ляне цени­ли але­бастр за спо­соб­ность сох­ра­нять содер­жи­мое и за внеш­ний вид41. Дру­гие подоб­ные пред­ме­ты поз­во­ля­ют нам полу­чить пред­став­ле­ние об их соци­аль­ной цен­но­сти. Сох­ра­ни­лось ещё несколь­ко рим­ских погре­баль­ных урн из еги­пет­ско­го каль­ци­то­во­го але­баст­ра, в том чис­ле ещё одна пере­ра­бот­ка еги­пет­ско­го импор­та. Сооб­ща­ет­ся, что Ливил­ла, млад­шая дочь Гер­ма­ни­ка, была погре­бе­на в але­баст­ро­вой урне, как и импе­ра­тор Сеп­ти­мий Север42. Хотя соблаз­ни­тель­но было бы най­ти какой-то скры­тый смысл в том, что еги­пет­ской урной откры­то вла­дел пасы­нок Анто­ния, одна­ко кон­текст пред­по­ла­га­ет, что дан­ную урну не сле­ду­ет рас­смат­ри­вать как заяв­ле­ние о поли­ти­че­ской при­вер­жен­но­сти её вла­дель­ца, хотя такое пред­по­ло­же­ние и мог­ло бы пока­зать­ся есте­ствен­ным. Её моди­фи­ка­ция доро­го сто­и­ла и поз­во­ли­ла создать из ста­ро­го мате­ри­а­ла новый функ­цио­наль­ный объ­ект. Когда ее поме­сти­ли в гроб­ни­цу, иеро­гли­фи­че­ская над­пись ста­ла не вид­на, а еги­пет­ское про­ис­хож­де­ние урны — не оче­вид­но. В то же вре­мя было ясно вид­но, что урна изготов­ле­на из доро­го­го и рос­кош­но­го кам­ня, кото­рый, как извест­но, добы­вал­ся в Егип­те, позд­нее счи­тал­ся достой­ным импе­ра­тор­ской семьи и, несо­мнен­но, был изве­стен в Риме эпо­хи Авгу­ста. Глав­ным было еги­пет­ское про­ис­хож­де­ние мате­ри­а­ла, а место про­из­вод­ства — вто­ро­сте­пен­ным. Таким обра­зом, этот экзем­пляр явля­ет­ся пло­дом работы как еги­пет­ских, так и рим­ских масте­ров. То же самое отно­сит­ся и ко мно­гим дру­гим импорт­ным пред­ме­там в Ита­лии.

30Лувр N 386 — D 34 — MR 889. Эта ваза не слиш­ком извест­на. Сведе­ния о её про­ис­хож­де­нии почерп­ну­ты из доку­мен­тов, хра­ня­щих­ся в Лув­ре, бла­го­да­ря любез­но­сти гос­по­жи Катрин Брид­до­но. Общее рас­смот­ре­ние см. так­же: Musées de France. L’Art de Rome et des provinces dans les collections parisiennes. Paris, 1970. № 124; Martinez J.-L. Les antiques du Musée Napoléon: édition illustrée et commentée des volumes V et VI de l’inventaire du Louvre de 1810. Paris, 2004. № 1057, № 1167 и про­ци­ти­ро­ван­ные там анти­квар­ные источ­ни­ки.

31«Сын Ра, воз­люб­лен­ный Амо­ном, сын Иси­ды, Осор­кон, образ Амо­на, воз­люб­лен­ный Амон-Ра, хозя­ин тро­нов двух земель, хозя­ин неба, вла­сте­лин Кар­на­ка». Мой пере­вод выпол­нен с пере­во­да на фран­цуз­ский: Musées de France... № 124. Пол­ную тран­скрип­цию иеро­гли­фи­че­ско­го тек­ста см: Gauthier H. Le livre des rois d’Egypt III: de la XIX à la XXIV dynastie. Cairo, 1914. Vol. 3. P. 386; Pierret P. Recueil d’inscriptions inédites du Musée égyptien du Louvre. Hildesheim, 1978. Vol. 2. P. 86. Кит­чен отно­сит эту вазу к прав­ле­нию Осор­ко­на III, см.: Kitchen K. The Third Intermediate Period in Egypt, 1100—650 B.C. Warminster, 1986. P. 211.

32Kitchen K. Op. cit. No. 177.

33Myśliwiec K. The Twilight of Ancient Egypt, First Millenium BCE. Translated by D. Lorton. Ithaca, NY, 2000. P. 47—51; Kitchen K. Op. cit. P. 197—198.

34Klemm R., Klemm D. Stones and Quarries of Ancient Egypt. Translated by N. Strudwick. London, 2008. P. 148—150.

35La Rocca E. Sepulchrum: Claudii // LTUR. Vol. IV. 1999. P. 279.

36CIL. VI. 1282 = ILS. 882: P. Claudius P. f. | Ap. n. Ap. pron. | Pulcher q. quaesitor | pr. augur.

37Источ­ни­ки о его жиз­ни и карье­ре см.: PIR2 C 987. О пози­ци­ях Клав­ди­ев в эпо­ху Ран­ней импе­рии см.: Wiseman T. P. Pulcher Claudius // HSCP. Vol. 74. 1970. P. 207—221, осо­бен­но 210—213. Уайз­мен пред­по­ла­га­ет, что Пуб­лий Клав­дий Пуль­хр изме­нил своё имя, отка­зав­шись от ново­го напи­са­ния (Clodius) по поли­ти­че­ским сооб­ра­же­ни­ям.

38Suet. Aug. 62.

39Cic. Att. XIV. 13a; XIV. 13b; Val. Max. III. 5. 3.

40Wiseman T. P. Op. cit. P. 220.

41Кате­го­рии Пли­ния отли­ча­ют­ся от кате­го­рий совре­мен­ной гео­ло­гии, в кото­рой этот камень назы­ва­ет­ся «каль­ци­то­вый але­бастр». Пли­ний назы­ва­ет его «ала­ба­ст­рит» (alabastrites) и счи­та­ет раз­но­вид­но­стью оник­са. Plin. HN. XXXVI. 60. Раз­ные виды але­баст­ра он рас­смат­ри­ва­ет так­же в пас­са­же HN. XXXVII. 73. Об исполь­зо­ва­нии это­го кам­ня у рим­лян см.: di Leo B. Alabaster // Radiance in Stone: Sculptures in Colored Marbles from the Museo Nazionale in Rome / Ed. by L. Nista, M. Anderson. Rome, 1989. P. 52—54; Gagetti E. Preziose sculture di età ellenistica e romana. Milano, 2006. P. 64—72.

42О вве­зён­ной из Егип­та вазе см.: I marmi colorati della Roma imperiale / Ed. M. de Nuccio, L. Ungaro. Venice, 2002. P. 368, no. 68. (Она дати­ру­ет­ся II в. до н. э., дата повтор­но­го исполь­зо­ва­ния рим­ля­на­ми неиз­вест­на). Сре­ди дру­гих экзем­пля­ров име­ют­ся урны из импе­ра­тор­ских погре­бе­ний, см.: I marmi colorati... P. 369—370, № 69 и 70; ср. Museo Nazionale Romane: Le Sculture I, 1 / Ed. A. Guilliano. Rome, 1979. №№ 145 и 149.

[1]Кон­сул 54 г. был дядей вла­дель­ца вазы, кон­сул 79 г. — его дедом, а его пра­дедом был Аппий Клав­дий Пуль­хр, кон­сул 143 г. до н. э. — Прим. ред. сай­та.


Источники:
© 2015 г. Фото, описание (2): M. Swetnam-Burland. Egypt in Italy: Visions of Egypt in Roman Imperial Culture. Cambridge, University Press, 2015, pp. 25—27, figure 1.2 a, b.
© 2015 г. Photo: Musee du Louvre.
© 2015 г. Описание (1): K. Jansen-Winkeln. Inschriften der Spätzeit. Teil II: Die 22.-24. Dynastie. Harrassowitz Verlag, 2007. S. 302.
Ключевые слова: эпиграфика надпись надписи epigraphia римская римские надгробная надпись эпитафия алебастр сосуд ваза погребальная урна урна для праха урна для пепла пеплохранилище небнетеру публий клавдий пульхр g212 publius claudius pulcher картуш осоркон osorkon iii коллекция боргезе cil vi 1282 ils 882 publius claudius publi filius appi nepos appi pronepos pulcher quaestor quaesitor praetor augur инв № n 386 инв № d 34 инв № mr 889