Статуя Аттиса
Мрамор. Время Адриана (117—138 гг.).
Дл. ок. 160 см, выс. 112 см, шир. 60 см.
CIL XIV 38 = ILS 4115.
Инв. № 10785.Рим, Ватиканские музеи, Григорианский светский музей. Фото: Братья Алинари

Статуя Аттиса.

Мрамор. Время Адриана (117—138 гг.).
Дл. ок. 160 см, выс. 112 см, шир. 60 см.
CIL XIV 38 = ILS 4115.
Инв. № 10785.

Рим, Ватиканские музеи, Григорианский светский музей.

Происхождение:
Остия, Свя­ти­ли­ще Атти­са (IV I 3), зима 1867/1868. До 1963 г. в Лате­ран­ском музее (№ 1061).

Описание:
CIL XIV 38 = ILS 4115:

Numini Attis C(aius) Cartilius Euplus ex monitu deae

Богу Атти­су (поста­вил это изо­бра­же­ние) Гай Кар­ти­лий Эвпл по ука­за­нию боги­ни.

700 (1061) Ста­туя Атти­са.

Соглас­но над­пи­си на поста­мен­те, ста­туя была посвя­ще­на Атти­су Гаем Кар­ти­ли­ем Эвплом по нау­ще­нию боги­ни (т. е. Вели­кой Мате­ри). Палео­гра­фия над­пи­си и тех­ни­ка испол­не­ния ста­туи отно­сят­ся ко вре­ме­ни Адри­а­на. Телес­ные фор­мы тон­кие, почти жен­ст­вен­ные, лицо выра­жа­ет ско­рее уны­лую покор­ность, неже­ли стра­да­ние № 696. Люби­мец Кибе­лы изо­бра­жен в обра­зе бога. Его связь с рас­ти­тель­но­стью харак­те­ри­зу­ет­ся сол­неч­ны­ми луча­ми вокруг его голо­вы, вен­ком из сос­но­вых шишек, гра­на­тов и дру­гих фрук­тов, буке­том из пше­нич­ных коло­сьев и фрук­тов в пра­вой руке, а так­же пше­нич­ных коло­сьев, рас­ту­щих из его фри­гий­ской шап­ки. Полу­ме­сяц под пше­нич­ны­ми коло­сья­ми объ­яс­ня­ет­ся про­зви­щем Атти­са «Бог Луны». Боро­да­тый бюст, на кото­рый обло­ка­чи­ва­ет­ся юно­ша, по всей види­мо­сти, изо­бра­жа­ет Зев­са Идей­ско­го, по наз­ва­нию обла­сти, став­шей нача­лом и цен­тром куль­та Кибе­лы. На пла­ще и шап­ке сох­ра­ни­лись следы крас­ной крас­ки, в то вре­мя как на воло­сах, полу­ме­ся­це и коло­сьях вид­ны остат­ки позо­лоты.

Mon. dell’ Inst. IX 8a, 2; Ann. 1869 p. 224 ff. Roscher Lexikon I 1 p. 727. Daremberg et Saglio diotionnaire I 2 p. 1688 Fig. 2248. Reinach répertoire II 2 p. 472 n. 6. Corpus inscr. lat. XIV n. 38.

Вольф­ганг Хель­биг

Литература:
R. Calza — E. Nash, Ostia 96 Ill. 134;
W. Helbig, Führer durch die öffentlichen Sammlungen klassischer Altertümer in Rom. Die päpstlichen Sammlungen im Vatikan und Lateran I4 (Tübingen 1963), cat. no. 1153;
Lexicon iconographicum mythologiae classicae III (1986) 36, cat. no. 312.

Источники:
© 1901 г. Фото: G. Showerman. The Great Mother of the Gods. (Reprinted from the Bulletin of the University of Wisconsin, Philology and Literature Series, Vol. I, No. 3, pp. 221—329). Madison, Wisconsin, 1901. Pl. 3.
© 1901 г. Фото: Alinari.
© 2017 г. Библиография, доп. информация: http://arachne.uni-koeln.de/item/objekt/21284.
© 1895 г. Описание: Wolfgang Helbig. Guide to the public collections of classical antiquities in Rome. Vol. I. Translated from the German by James Fullarton Muirhead and Findlay Muirhead. Leipsic: Karl Baedeker, 1895, p. 515.
© 2017 г. Перевод с англ.: С. И. Сосновский.
Ключевые слова: скульптура скульптурный sculptura рим погребальная скульптура погребальный погребальные рельеф греческая мифология mythologia graeca статуя аттис фригийский колпак фригийская шапка плащ гай картилий эвпл евпл gaius cartilius euplus зевс идейский алинари fratelli alinari 6361 инв № 1061 cil xiv 38 ils 4115 numini attis caius cartilius euplus ex monitu deae инв № 10785