Афродита (тип Медичи с Эротом на дельфине)
Островной мрамор. Римская копия начала II в. н. э. греческого образца IV—III вв. до н. э.
Высота 131 см.
Инв. № CVIII.Рим, Музей и галерея виллы Боргезе. Фото: И. А. Шурыгин

Афродита (тип Медичи с Эротом на дельфине).

Островной мрамор. Римская копия начала II в. н. э. греческого образца IV—III вв. до н. э.
Высота 131 см.
Инв. № CVIII.

Рим, Музей и галерея виллы Боргезе.

Описание:

Афро­ди­та (тип Меди­чи с Эротом на дель­фине)

Торс и пле­чи Афро­ди­ты, а так­же Эрот на дель­фине антич­ной работы. По ним мож­но опре­де­лить, что боги­ня сто­ит, пере­не­ся вес на левую ногу; пра­вая слег­ка согну­та в колене. Ладо­ня­ми она частич­но при­кры­ва­ет грудь и лоно. Голо­ва повер­ну­та вле­во и обра­ще­на к зри­те­лю в про­филь. При­чес­ка, сход­ная с тако­вой у Афро­ди­ты Капи­то­лий­ско­го типа (ком­на­та II, № 26a), совре­мен­ной работы, за иск­лю­че­ни­ем двух прядей, нис­па­даю­щих на пле­чи, и пото­му не может быть исполь­зо­ва­на для иден­ти­фи­ка­ции типа. При­зна­ка­ми того, что частич­но реста­ври­ро­ван­ные Эрот и дель­фин при­над­ле­жат груп­пе, явля­ют­ся антич­ная часть хво­ста дель­фи­на, состав­ля­ю­щая одно целое с левым бед­ром Афро­ди­ты, а так­же три паль­ца левой руки Эрота на дель­фине. По этим эле­мен­там Иоганн Якоб Бер­нул­ли опре­де­лил фигу­ру как копию Афро­ди­ты типа Меди­чи, тогда как Фел­лет­ти Мау по тако­му при­зна­ку, как локо­ны на спине, вклю­чил ее в чис­ло копий Капи­то­лий­ско­го типа. Одна­ко у копий типа Меди­чи в Санкт-Петер­бур­ге и в Мюн­хене име­ют­ся подоб­ные при­чес­ки. Отли­чи­тель­ным при­зна­ком типа Меди­чи явля­ет­ся незна­чи­тель­ный наклон тор­са впе­ред, в силу чего фигу­ра смот­рит­ся сто­я­щей почти пря­мо. Копия, дав­шая наз­ва­ние дан­но­му типу, нахо­дит­ся в Уффи­ци; ее цоколь под­пи­сан копи­и­стом Клео­ме­ном, сыном Апол­ло­до­ра Афин­ско­го. Этот Клео­мен, веро­ят­но, являл­ся отцом Клео­ме­на, жив­ше­го в I в. до н. э., изва­яв­ше­го ста­тую Гер­ма­ни­ка, выстав­лен­ную в Лув­ре (види­мо, име­ет­ся в виду посмерт­ная ста­туя Мар­цел­ла в обра­зе Гер­ме­са-ора­то­ра, под­пи­сан­ная афин­ским скуль­п­то­ром Клео­ме­ном, и счи­тав­ша­я­ся ранее порт­ре­том Гер­ма­ни­ка — И. Ш.).

Отно­си­тель­но автор­ства и дати­ров­ки прото­ти­па Афро­ди­ты Меди­чи сох­ра­ня­ют­ся раз­но­гла­сия. Она опре­де­лен­но была созда­на в под­ра­жа­ние Афро­ди­те Книд­ской работы Пра­к­си­те­ля, но пред­по­ла­га­е­мое вре­мя ее созда­ния нахо­дит­ся в пре­де­лах от IV/III до I вв. до н. э. Соглас­но одной гипо­те­зе, ее авто­ром являл­ся после­до­ва­тель Пра­к­си­те­ля; соглас­но дру­гой, ее создал скуль­п­тор сики­он­ской шко­лы, вдох­нов­лен­ный Лисип­пом.

Срав­не­ние дан­ной копии с копи­ей из Уффи­ци (рестав­ра­ция, частич­но ори­ен­ти­ро­ван­ная на капи­то­лий­ский тип, разу­ме­ет­ся, не при­ни­ма­ет­ся во вни­ма­ние), важ­на для дати­ро­ва­ния копии Бор­ге­зе, кото­рая отно­сит­ся к более позд­не­му пери­о­ду, воз­мож­но, к эпо­хе Тра­я­на, о чем свиде­тель­ст­ву­ет сход­ство Эрота на дель­фине с моти­вом на фри­зе с фору­ма Цеза­ря, создан­ном во вре­ме­на Тра­я­на. Подоб­ная дати­ров­ка под­твер­жда­ет­ся так­же объ­ем­ной моде­ли­ров­кой, даю­щей бога­тый све­то­те­не­вой рису­нок, осо­бен­но на живо­те и груди, под­чер­ки­ваю­щий нату­ра­ли­сти­че­скую мане­ру, харак­тер­ную для работ Клео­ме­на.


Литература:
© 2015 г. Опи­са­ние: P. Moreno, Ch. Stefani. The Borghese Gallery. Touring Club, Milan. 2015. P. 108.

Источники:
© 2017 г. Фото: И. А. Шурыгин.
Данные: музейная аннотация.
© 2015 г. Описание: P. Moreno, Ch. Stefani. The Borghese Gallery. Touring Club, Milan. 2015. P. 108.
© 2017 г. Перевод с англ.: И. А. Шурыгин
Ключевые слова: римский римская римские римская копия греческая мифология mythologia graeca римская мифология mythologia romana статуя статуи statua statuae афродита aphrodite венера venus мрамор статуя афродита книдская венера медичи venus pudica венера стыдливая целомудренная обнаженная из книда книдоса книд книдос эрот амур дельфин скульптор пракситель инв № cviii