Портрет Юлия Цезаря
Лунский мрамор.
Ок. 44 г. до н. э.
Высота 33 см.
Турин, Музей древностей. Фото: Эджисто Сани

Портрет Юлия Цезаря.

Лунский мрамор.
Ок. 44 г. до н. э.
Высота 33 см.

Турин, Музей древностей.

Происхождение:
Туско­ло воз­ле Фра­с­ка­ти, про­вин­ция Рим, преж­де в зам­ке Алье, про­вин­ция Турин.

Описание:
Как пишет Вел­лей Патер­кул (Historiae Romanae 2, 41, 1), Цезарь «про­ис­хо­дил из наизнат­ней­шей семьи Юли­ев и, как это уста­нов­ле­но все­ми зна­то­ка­ми ста­ри­ны, вел свое про­ис­хож­де­ние от Анхи­за и Вене­ры и всех граж­дан пре­вос­хо­дил кра­сотой» (пере­вод А. И. Неми­ров­ско­го с прав­кой).

Но если взг­ля­нуть на этот порт­рет, иден­ти­фи­ци­ру­е­мый как тип Тускул-Алье, сло­ва Вел­лея кажут­ся, по мень­шей мере, лестью. Перед нами лицо чело­ве­ка стар­ше пяти­де­ся­ти лет с лысе­ю­щим лбом, малень­ки­ми гла­за­ми навы­ка­те, длин­ным носом со слег­ка искрив­лен­ной пере­го­род­кой, высту­паю­щи­ми ску­ла­ми на впа­лых щеках, тон­ки­ми губа­ми и рез­ко очер­чен­ным квад­рат­ным под­бо­род­ком. Голо­ва тоже име­ет врож­ден­ную непра­виль­ную фор­му: гипер­тро­фия левой темен­ной кости и удли­нен­ный свод чере­па. На тон­кой шее отчёт­ли­во выде­ля­ет­ся ада­мо­во ябло­ко. Тус­ку­лан­ский Цезарь сра­жа­ет зри­те­ля лука­вой улыб­кой и взглядом чело­ве­ка, уве­рен­но­го в сво­ем пре­вос­ход­стве. Тща­тель­ное изо­бра­же­ние волос ука­зы­ва­ет, что ста­туя явля­ет­ся копи­ей брон­зо­во­го ори­ги­наль­но­го порт­ре­та, изготов­лен­но­го в эпо­ху Цеза­ря.

Сход­ство с порт­ре­том Цеза­ря на дена­рии Мар­ка Мет­тия, выпу­щен­ном в 44—43 гг. до н. э., ука­зы­ва­ет, что этот бюст был изготов­лен либо в послед­ние меся­цы жиз­ни дик­та­то­ра, либо вско­ре после его смер­ти.

Эффект живо­го при­сут­ст­вия, кото­рый ощу­ща­ет­ся в типе Тускул-Алье, утра­чен в более позд­нем порт­рет­ном типе, извест­ном как «тип Кья­ра­мон­ти-Пиза», кото­рый зака­зал Август после обо­жест­вле­ния Цеза­ря (42 г. до н. э.). В этом новом типе непра­виль­ные чер­ты и воз­раст­ные при­зна­ки сгла­же­ны, а лоб обрам­лён чёл­кой, состо­я­щей из прядей, уло­жен­ных «клеш­нёй» и «нож­ни­ца­ми», чтобы под­черк­нуть сход­ство меж­ду импе­ра­то­ром и его при­ём­ным отцом.

Источ­ник: “Rivoluzione Augusto”: Exhibition Catalogue, Electa

Источники:
(cc) 2015 г. Фото: Эджисто Сани (CC BY-NC-SA 2.0).
Выставка «Революция Августа» (Рим, Национальный римский музей, Палаццо Массимо, 16.12.2014 — 02.07.2015).
Описание: «Rivoluzione Augusto»: Exhibition Catalogue, Electa.
© 2017 г. Перевод с англ.: С. Э. Таривердиева.

комм.

комм.

комм.
Ключевые слова: скульптура скульптурный γλυπτική sculptura рим ρώμη римлянин диктатор гай юлий цезарь g108 δικτάτορα γάιος ιούλιος καίσαρ dictator gaius julius caesar caius iulius портрет портреты απεικόνιση римский портрет голова κεφάλι κεφαλή лунский мрамор мужской портрет портретная голова тускуланский цезарь из тускула тускул диктатор гай юлий цезарь gaius julius caesar caius iulius g108 алье inv no 2098