Портрет Юлия Цезаря
Лунский мрамор. Ок. 44 г. до н. э.
Высота 33 см.
Турин, Музей древностей. Фото: Эджисто Сани

Портрет Юлия Цезаря.

Лунский мрамор. Ок. 44 г. до н. э.
Высота 33 см.

Турин, Музей древностей.

Происхождение:
Туско­ло воз­ле Фра­с­ка­ти, про­вин­ция Рим, преж­де в зам­ке Алье, про­вин­ция Турин.

Описание:
Как пишет Вел­лей Патер­кул (Historiae Romanae 2, 41, 1), Цезарь «про­ис­хо­дил из наизнат­ней­шей семьи Юли­ев и, как это уста­нов­ле­но все­ми зна­то­ка­ми ста­ри­ны, вел свое про­ис­хож­де­ние от Анхи­за и Вене­ры и всех граж­дан пре­вос­хо­дил кра­сотой» (пере­вод А. И. Неми­ров­ско­го с прав­кой).

Но если взг­ля­нуть на этот порт­рет, иден­ти­фи­ци­ру­е­мый как тип Тускул-Алье, сло­ва Вел­лея кажут­ся, по мень­шей мере, лестью. Перед нами лицо чело­ве­ка стар­ше пяти­де­ся­ти лет с лысе­ю­щим лбом, малень­ки­ми гла­за­ми навы­ка­те, длин­ным носом со слег­ка искрив­лен­ной пере­го­род­кой, высту­паю­щи­ми ску­ла­ми на впа­лых щеках, тон­ки­ми губа­ми и рез­ко очер­чен­ным квад­рат­ным под­бо­род­ком. Голо­ва тоже име­ет врож­ден­ную непра­виль­ную фор­му: гипер­тро­фия левой темен­ной кости и удли­нен­ный свод чере­па. На тон­кой шее отчёт­ли­во выде­ля­ет­ся ада­мо­во ябло­ко. Тус­ку­лан­ский Цезарь сра­жа­ет зри­те­ля лука­вой улыб­кой и взглядом чело­ве­ка, уве­рен­но­го в сво­ем пре­вос­ход­стве. Тща­тель­ное изо­бра­же­ние волос ука­зы­ва­ет, что ста­туя явля­ет­ся копи­ей брон­зо­во­го ори­ги­наль­но­го порт­ре­та, изготов­лен­но­го в эпо­ху Цеза­ря.

Сход­ство с порт­ре­том Цеза­ря на дена­рии Мар­ка Мет­тия, выпу­щен­ном в 44—43 гг. до н. э., ука­зы­ва­ет, что этот бюст был изготов­лен либо в послед­ние меся­цы жиз­ни дик­та­то­ра, либо вско­ре после его смер­ти.

Эффект живо­го при­сут­ст­вия, кото­рый ощу­ща­ет­ся в типе Тускул-Алье, утра­чен в более позд­нем порт­рет­ном типе, извест­ном как «тип Кья­ра­мон­ти-Пиза», кото­рый зака­зал Август после обо­жест­вле­ния Цеза­ря (42 г. до н. э.). В этом новом типе непра­виль­ные чер­ты и воз­раст­ные при­зна­ки сгла­же­ны, а лоб обрам­лён чёл­кой, состо­я­щей из прядей, уло­жен­ных «клеш­нёй» и «нож­ни­ца­ми», чтобы под­черк­нуть сход­ство меж­ду импе­ра­то­ром и его при­ём­ным отцом.

Источ­ник: “Rivoluzione Augusto”: Exhibition Catalogue, Electa

Источники:
© 2015 г. Фото: Эджисто Сани. Выставка «Революция Августа». Рим, Национальный римский музей, Палаццо Массимо.
Описание: «Rivoluzione Augusto»: Exhibition Catalogue, Electa.
© 2017 г. Перевод с англ.: С. Э. Таривердиева.

комм.

комм.

комм.
Ключевые слова: лунский мрамор мужской портрет тускуланский Цезарь из Тускула Тускул Юлии-Клавдии диктатор Гай Юлий Цезарь Gaius Julius Caesar g108 Caius Iulius Inv No 2098