Рельеф, изображающий оглашение авгурий и принесение священных обетов
Серый мрамор. 1-я четверть II в. н. э.
Выс. 164 см, шир. 230 см; выс. 202 см, шир. 170 см.
Инв. №№ MR 737 (MA 978); MR 792 (MA 1089).
Париж, Лувр.

Рельеф, изображающий оглашение авгурий и принесение священных обетов.

Серый мрамор. 1-я четверть II в. н. э.
Выс. 164 см, шир. 230 см; выс. 202 см, шир. 170 см.
Инв. №№ MR 737 (MA 978); MR 792 (MA 1089).

Париж, Лувр.

Происхождение:
Обна­ру­жен в Риме око­ло 1540 г. При­об­ре­тен в 1807 г., ранее нахо­дил­ся в кол­лек­ции Бор­ге­зе (MA 978 — Inv. MR 737; MA 1089 — Inv. MR 792).
Рестав­ра­тор: Д. Иблед (D. Ibled), 2005.

Описание:

159. Рельеф, изо­бра­жаю­щий огла­ше­ние авгу­рий и при­не­се­ние свя­щен­ных обе­тов.

1-я чет­верть II в. н. э.
Обна­ру­жен в Риме око­ло 1540 г.
Серый мра­мор.
1) Высота 164 см, дли­на 230 см; 2) высота 202 см, дли­на 170 см.
При­об­ре­тён в 1879 г., ранее в кол­лек­ции Бор­ге­зе (MA 978 — Inv. MR 737; MA 1089 — Inv. MR 792).
Рестав­ра­тор: Д. Иблед (D. Ibled), 2005 г.

Сце­на, выре­зан­ная в высо­ком релье­фе, раз­во­ра­чи­ва­ет­ся на двух пане­лях, от кото­рых сох­ра­ни­лись лишь фраг­мен­ты. На левой пане­ли (159a) изо­бра­же­ны пред­ска­за­тель, гадаю­щий по внут­рен­но­стям жертв (гаруспик, haruspex) в туни­ке и пла­ще, два помощ­ни­ка при жерт­во­при­но­ше­ни­ях и слу­жи­тель, уби­ваю­щий жерт­вен­ных живот­ных (popa) в лав­ро­вом вен­ке и риту­аль­ном фар­ту­ке с широ­ким поя­сом. Они окру­жа­ют зако­ло­то­го быка, лежа­ще­го на спине. Один из помощ­ни­ков сто­ит, а вто­рой скло­ня­ет­ся над толь­ко что уби­тым живот­ным, чтобы осмот­реть его внут­рен­но­сти. Popa дер­жит над пра­вым пле­чом риту­аль­ный топор, а в левой руке вед­ро. На пере­д­нем левом копы­те быка скуль­п­тор выре­зал своё имя: Марк Уль­пий Орест (M V[LPIUS] / ORE[S]/TES). Два лик­то­ра в корот­ких пла­щах (sagum) несут на левых пле­чах связ­ки фас­ций; они обес­пе­чи­ва­ют визу­аль­ный пере­ход к груп­пе людей, руко­во­дя­щих жерт­во­при­но­ше­ни­ем: шесть сена­то­ров (в том чис­ле, воз­мож­но, кон­су­лы это­го года), оде­тых в тоги и обу­тых в каль­цеи, под­хо­дят к импе­ра­то­ру. Сле­ва от импе­ра­то­ра на зад­нем плане виден фла­мин (жрец одно­го куль­та) в ост­ро­ко­неч­ном голов­ном убо­ре. Это рим­ский жрец Юпи­те­ра (Flamen Dialis), изо­бра­же­ния кото­ро­го встре­ча­ют­ся ред­ко. Груп­па сто­ит перед фаса­дом шести­ко­лон­но­го хра­ма.

Эти релье­фы, под­верг­ши­е­ся зна­чи­тель­ной рестав­ра­ции, извест­ны с XVI в., задол­го до того, как их встро­и­ли в фасад вил­лы Бор­ге­зе. Их рисо­ва­ли уче­ник Джи­ро­ла­мо да Капри (Girolamo da Capri) — меж­ду 1540 и 1560 гг. (кол­лек­ция Джил­ли (Gilli), Милан) и Пьер Жак (Pierre Jacques) из Рейм­са — на Капи­то­лии в 1576 г.1 Эти источ­ни­ки свиде­тель­ст­ву­ют, что дан­ные пане­ли дей­ст­ви­тель­но состав­ля­ют еди­ное целое, а так­же дают неко­то­рые допол­ни­тель­ные дета­ли сце­ны: ныне утра­че­на боль­шая тре­уголь­ная сек­ция пра­вой пане­ли, на кото­рой были вид­ны фрон­тон хра­ма Юпи­те­ра Капи­то­лий­ско­го и голо­вы двух муж­чин, оде­тых в тоги, один из кото­рых носил боро­ду; на релье­фе так­же была изо­бра­же­на кры­ла­тая Вик­то­рия со зна­ме­нем (vexillum). Фрон­тон и фигу­ры муж­чин до нас не дошли, но Вик­то­рия хра­нит­ся в кол­лек­ции Вален­ти­на де Кур­се­ля (Valentin de Courcel) в Пари­же.

На Лувр­ском фри­зе изо­бра­же­на рели­ги­оз­ная цере­мо­ния, извест­ная как profectio; она пред­ше­ст­во­ва­ла отъ­езду импе­ра­то­ра на вой­ну. Этот риту­ал про­во­дил­ся на Капи­то­лий­ском хол­ме, как свиде­тель­ст­ву­ют три сим­во­ли­че­ски откры­тые две­ри хра­ма Юпи­те­ра Капи­то­лий­ско­го. На релье­фах часто пред­став­ле­ны отъ­езды на вой­ну, как и воз­вра­ще­ния с победой (adventus). В сце­нах отъ­езда (profectio) чаще все­го изо­бра­жа­ет­ся бык у алта­ря или сам про­цесс его при­не­се­ния в жерт­ву (кат. № 39).

Но на этих релье­фах пред­став­лен необыч­ный момент: иссле­до­ва­ние ауспи­ций (haustia consultatoria), необ­хо­ди­мое, чтобы удо­сто­ве­рить­ся в одоб­ре­нии богов перед отъ­ездом на вой­ну. Пра­вая сце­на изо­бра­жа­ет осмотр внут­рен­но­стей быка (extispicium), кото­рый про­во­дит жрец, чтобы истол­ко­вать волю Юпи­те­ра. Кры­ла­тая Вик­то­рия, летя­щая выше, слу­жит неопро­вер­жи­мым дока­за­тель­ст­вом воли богов: зна­ме­ния бла­го­при­ят­ны. Поми­мо дан­но­го релье­фа, извест­но толь­ко одно изо­бра­же­ние это­го эта­па риту­а­ла: фриз из Геро­о­на лидий­ской Три­сы (сего­дняш­няя Тур­ция).

Вто­рая сце­на, изо­бра­жён­ная на пра­вой пане­ли, пред­став­ля­ет импе­ра­то­ра, окру­жён­но­го фла­ми­ном Юпи­те­ра и сена­то­ра­ми; под­няв пра­вую руку, он про­из­но­сит обе­ты за победу (nuncupatio votorum). Когда зна­ме­ния будут при­зна­ны бла­го­при­ят­ны­ми, жрец поме­стит внут­рен­но­сти в вед­ро, кото­рое спе­ци­аль­но для это­го дер­жит popa. с.233 Затем жрец под­гото­вит внут­рен­ние орга­ны живот­но­го (laeta exta) для при­не­се­ния в жерт­ву богу. Серд­це, печень и лёг­кие будут сожже­ны, чтобы Юпи­тер мог нас­ла­дить­ся их запа­хом. Импе­ра­тор вско­ре наденет пан­цирь и воен­ный плащ (paludamentum) и при­мет коман­до­ва­ние арми­ей, пола­га­ясь на милость богов.

Голо­ва импе­ра­то­ра реста­ври­ро­ва­на; пер­во­на­чаль­но она была повёр­ну­та вле­во. Поэто­му иден­ти­фи­ци­ро­вать его мож­но толь­ко по месту обна­ру­же­ния релье­фа, кото­рое упо­ми­на­ет Анто­нио да Сан­гал­ло в иссле­до­ва­ни­ях по архи­тек­ту­ре2. Этот автор так­же подроб­но опи­сы­ва­ет фрон­тон хра­ма Юпи­те­ра, кото­рый зари­со­вал, в чис­ле про­чих, Пьер Жак. Дан­ное свиде­тель­ство, дати­ру­ю­ще­е­ся при­мер­но 1540 г., даёт нам дату и место обна­ру­же­ния релье­фа. Посколь­ку в нём упо­ми­на­ет­ся восточ­ное полу­круг­лое стро­е­ние в пор­ти­ках фору­ма Тра­я­на, на релье­фе дол­жен быть изо­бра­жён имен­но этот импе­ра­тор, отправ­ля­ю­щий­ся в один из сво­их похо­дов про­тив даков или пар­фян.

Лувр­ские релье­фы, под­пи­сан­ные гре­че­ским скуль­п­то­ром, кото­рый, судя по его пре­но­ме­ну и номе­ну, полу­чил сво­бо­ду от Тра­я­на, мож­но сопо­ста­вить с дру­ги­ми пане­ля­ми при­мер­но того же раз­ме­ра, исполь­зо­ван­ны­ми для стро­и­тель­ства арки Кон­стан­ти­на. Преж­де они вхо­ди­ли в состав боль­шо­го фри­за, укра­шав­ше­го форум Тра­я­на и раз­ме­щён­но­го, воз­мож­но, под пор­ти­ка­ми боль­шо­го внут­рен­не­го дво­ра перед Уль­пи­е­вой бази­ли­кой. Лувр­ские релье­фы опре­де­лён­но не похо­жи на сце­ны оже­сто­чён­ных кон­ных атак, кото­рые позд­нее повтор­но исполь­зо­ва­ли при воз­веде­нии арки Кон­стан­ти­на, и их сюжет совер­шен­но иной; но они име­ют несколь­ко общих черт с ана­ло­гич­ны­ми сце­на­ми, изо­бра­жён­ны­ми на колонне Тра­я­на и арке в Бене­вен­те: напри­мер, это фар­тук с поя­сом на слу­жи­те­ле, убив­шем быка, и вед­ро у него в руке3.

Боль­шой фриз с фору­ма Тра­я­на (по край­ней мере, завер­ше­ние его созда­ния) часто дати­ру­ет­ся нача­лом прав­ле­ния Адри­а­на (117—138 гг. н. э.). Лувр­ские пане­ли тоже име­ют ряд осо­бен­но­стей, харак­тер­ных для прав­ле­ния Адри­а­на: доволь­но про­стор­ные тоги пред­став­ля­ют собой нечто сред­нее меж­ду сти­ля­ми одеж­ды, изо­бра­жён­ны­ми на арке в Бене­вен­те (око­ло 114—118 гг. н. э.) и на релье­фах с Адри­а­ном, раздаю­щим вспо­мо­ще­ст­во­ва­ние (alimenta, око­ло 136—138 гг. н. э.), кото­рые ныне хра­нят­ся в Капи­то­лий­ских музе­ях. Одна­ко тоги муж­чин, при­но­ся­щих обе­ты, на этом изо­бра­же­нии не такие про­стор­ные. Вик­то­рию в кол­лек­ции де Кур­се­ля мож­но так­же сопо­ста­вить с алле­го­ри­ей Веч­но­сти в апо­фе­о­зе Саби­ны (око­ло 136—138 гг. н. э.) на релье­фе, кото­рый сего­дня нахо­дит­ся в Палац­цо-деи-Кон­сер­ва­то­ри. По мне­нию И. Скотт Рай­берг (I. Scott Ryberg), рису­нок в Вати­кан­ском Латин­ском кодек­се (fol. 86 c), на кото­ром изо­бра­жён боро­да­тый муж­чи­на в тоге, может под­твер­ждать, что на не дошед­шей до нас тре­уголь­ной сек­ции левой пане­ли мог при­сут­ст­во­вать сам Адри­ан; одна­ко эта боро­да­тая голо­ва име­ет доволь­но усред­нён­ные чер­ты лица, а послед­ние рас­коп­ки на фору­ме Тра­я­на с 1998 г. пока­за­ли, что не такая уж боль­шая его часть дост­ра­и­ва­лась при Адри­ане. Труд­но ска­зать, сле­ду­ет ли дати­ро­вать эти релье­фы кон­цом прав­ле­ния Тра­я­на или прав­ле­ни­ем Адри­а­на; одна­ко они дают нам уни­каль­ную иллю­ст­ра­цию государ­ст­вен­но­го рели­ги­оз­но­го обряда Рим­ской импе­рии нача­ла II в. н. э.

Ludovic Laugier

ПРИМЕЧАНИЯ

1Jacques P. Album de dessins d’après l’antique, executés à Rome (1577), илл. 29 и 38 в копии в Нацио­наль­ной биб­лио­те­ке Фран­ции. [См. так­же илл. 48. — Прим. ред. сай­та.] Име­ют­ся так­же рисун­ки с изо­бра­же­ни­ем это­го релье­фа в Бер­лин­ском кодек­се (fol. 25r) и Вати­кан­ском латин­ском кодек­се (fol. 83).

2Фло­рен­ция, гале­рея Уффи­ци, № 1178.

3При­чёс­ки сох­ра­нив­ших­ся голов, в кото­рых воз­рож­да­ет­ся авгу­стов­ский стиль, часто при­во­дят­ся как аргу­мент в поль­зу дати­ров­ки релье­фов прав­ле­ни­ем Тра­я­на, но на самом деле они пере­ра­бота­ны в Новое вре­мя; пер­во­на­чаль­но они были пыш­нее.

Биб­лио­гра­фия:

Michon, E. «Les bas-reliefs historiques romains du Musée du Louvre». Monuments et Mémoires — Fondation Eugène Piot, 1909, 17, pp. 217—223, fig. 11.
Scott Ryberg, I. Rites of the State Religion in Roman Art. Rome: American Academy in Rome, 1955.
Koeppel, G. M. «Profectio und Adventus». Bonner Jahrbuch, 1969, 115, pp. 154—157, 204—212, figs. 35—40.
Zanker, P. «Das Trajansforum in Rom» // Archäologische Anzeiger, 1970, 85, p. 516, figs. 25.
Koeppel, G. M. «Die historischen Reliefs der römischen Kaiserzeit III» // Bonner Jahrbuch, 1985, 185, pp. 154—157, 204—212, figs. 35—40.
Leoncini, L. «Due nuovi disegni dell’extispicium del Louvre» // Xenia, 1988, 15, pp. 29—32, figs. 1—3.
Turcan, R. Religion romaine. 1. Les dieux. 2. Le Culte. Leiden: E. J. Brill, 1988, p. 34.
Goette, H. R. Studien zu römischen Togadarstellungen. Mainz: Philipp von Zabern, 1990, p. 142, no. CA 21.
LIMC, Lexicon iconographicum mythologiae classicae. Zürich—Munich: Artemis, 1981—, s. v. Victoria, p. 263, no. 321, pl. 287.
Thesaurus Cultus et Rituum Antiquorum. Los Angeles: The J. Paul Getty Museum, 2004—. I, p. 230, fig. 254.
Martinez, J.-L. 2004a. Les antiques du musée Napoléon, édition illustrée et commentée des volumes V et VI de l’inventaire du Louvre de 1810. Paris: Réunion des musées nationaux, 2004, pp. 479—480, no. 969—970.


Источники:
© 2007 г. Фото, текст: C. Giroire, D. Roger. Roman Art from the Louvre. Hudson Hills Press, 2007, с. 232—233, кат. № 159.
© 2017 г. Перевод с франц.: О. В. Любимова.

комм.
Ключевые слова: мрамор большой траяновский фриз рельеф форум Траяна римский император Марк Ульпий Траян жертвоприношение гадание предсказывание экстиспиций extispicium жрец фламин понтифик тога тогатус свиток храм Юпитера Капитолийского архитектура коринфская колонна капитель двойная дверь двойные двери ворота головной убор белая шапка жреца tutulus albogalerus galerus apex апекс орел гадание гаруспик виктимарий гадание предсказывание экстиспиций extispicium заклание быка жертвоприношение sacra publica жертвенное животное бык жрец-служитель жреческий служитель попа popa культрарий cultrarius жертва victima victimae жертвенный топор пояс ликтор фасции фаски горшок olla лавровый венок лента внутренние органы печень внутренности извлечение внутренностей тога тогатус из коллекции коллекция Боргезе Инв № MR 737 MA 978 MR 792 MA 1089