Драка зрителей в амфитеатре Помпей в 59 г. до н. э.
Фреска из Помпей (перистиль дома вольноотпущенника Акция Аникета, I, 3, 23).
188 × 172 см.
Инв. № 112222.Неаполь, Национальный археологический музей, Зал LXXVIII. Фото: И. А. Шурыгин

Драка зрителей в амфитеатре Помпей в 59 г. до н. э.

Фреска из Помпей (перистиль дома вольноотпущенника Акция Аникета, I, 3, 23).
188 × 172 см.
Инв. № 112222.

Неаполь, Национальный археологический музей, Зал LXXVIII.

Помпеи.
Происхождение:
Най­де­на в 1863 г.

Описание:
В 59 г. до н. э. в амфи­те­ат­ре Пом­пей во вре­мя гла­ди­а­тор­ских игр про­изо­шла кро­ва­вая дра­ка меж­ду зри­те­ля­ми из Пом­пей и Нуце­рии. Мно­гие были ране­ны и уби­ты. Сенат запре­тил про­веде­ние подоб­ных зре­лищ в амфи­те­ат­ре в тече­ние деся­ти лет и изгнал из горо­да как орга­ни­за­то­ра игр, так и чело­ве­ка, спро­во­ци­ро­вав­ше­го побо­и­ще (Тацит, Анна­лы, XIV. 17). С высоты пти­чье­го поле­та откры­ва­ет­ся вид на амфи­те­атр и баш­ни город­ских стен близ пор­та: мож­но раз­ли­чить солн­це­за­щит­ный тент (velarium), наруж­ные лест­ни­цы, пале­ст­ру и бас­сейн, а так­же тени­стую аллею, где стран­ст­ву­ю­щие тор­гов­цы выста­ви­ли свои това­ры.

Музей­ная аннота­ция

Стыч­ка меж­ду пом­пе­ян­ца­ми и нуце­рий­ца­ми.

На фрес­ке, выпол­нен­ной в мане­ре Чет­вер­то­го сти­ля, изо­бра­же­на дра­ка во вре­мя игр меж­ду зри­те­ля­ми из Пом­пей и из Нуце­рии, слу­чив­ша­я­ся в Пом­пе­ях в 59 г. до н. э. После это­го слу­чая рас­по­ря­же­ни­ем Неро­на амфи­те­атр был закрыт на 10 лет (Тацит, Анна­лы, XIV, 17).

Фрес­ка состав­ля­ла часть оформ­ле­ния фри­за с изо­бра­же­ни­я­ми гла­ди­а­тор­ских игр. Она точ­но и живо вос­про­из­во­дит в мель­чай­ших подроб­но­стях как само собы­тие, так и окру­жаю­щую обста­нов­ку. В ниж­ней части пане­ли изо­бра­же­ны улич­ные тор­гов­цы и несколь­ко дере­вьев, в тени кото­рых отды­ха­ют малень­кие груп­пы про­хо­дя­щих жен­щин. Цен­траль­ную часть фрес­ки зани­ма­ет амфи­те­атр; хоро­шо раз­ли­чи­мы боль­шие наруж­ные лест­ни­цы, по кото­рым под­ни­ма­лись на почет­ные места в верх­ней части (summa cavea). Внут­ри амфи­те­ат­ра, как на арене, так и на сту­пе­нях, сра­жа­ют­ся зри­те­ли. Боль­шой тент (velarium) натя­нут меж­ду дву­мя баш­ня­ми город­ских стен, флан­ки­ру­ю­щи­ми зда­ние. Спра­ва изо­бра­же­на пале­ст­ра с бас­сей­ном (natatio). Дра­ка про­дол­жа­ет­ся так­же меж­ду амфи­те­ат­ром и пале­строй, а так­же сле­ва от амфи­те­ат­ра; одно­тип­ные фигур­ки, обо­зна­чаю­щие ране­ных и уби­тых, лежат на зем­ле, неко­то­рые участ­ни­ки убе­га­ют с под­ня­ты­ми рука­ми, дру­гие бьют­ся на кула­ках.

Когда фрес­ка была обна­ру­же­на, на стене пале­ст­ры ясно чита­лась над­пись: «D(ecimo) Lucretio fel(i)citer» латин­ски­ми бук­ва­ми и «Satri(o) Oualenti O(g)ousto Ner(oni) phelikit(er)» гре­че­ски­ми. Это име­на двух извест­ных орга­ни­за­то­ров зре­лищ.

Тща­тель­ное реа­ли­стич­ное вос­про­из­веде­ние дета­лей, отсут­ст­вие пер­спек­ти­вы не толь­ко у зда­ний, но и у фигур людей, име­ю­щих оди­на­ко­вый раз­мер неза­ви­си­мо от их рас­по­ло­же­ния в про­стран­стве, а так­же изо­бра­же­ние зда­ний с высоты пти­чье­го поле­та весь­ма харак­тер­ны для образ­цов рим­ско­го искус­ства и обна­ру­жи­ва­ют сход­ство с рим­ски­ми изо­бра­же­ни­я­ми три­ум­фов, извест­ных, к сожа­ле­нию, лишь по опи­са­ни­ям в исто­ри­че­ских источ­ни­ках.

Сайт музея

Источники:
© 2015 г. Фото: И. А. Шурыгин.
Ключевые слова: живопись pictura ars picturae римский римская римские настенная роспись фреска фрески из помпей помпеи дом акция аницета акций аницет i 3 23 драка стычка потасовка зрители амфитеатр инв № 112222