Статуя полководца из Тиволи.

Мрамор. 2-я четв. I в. до н. э.

Рим, Национальный римский музей.

Описание:
Наряду со «ста­ро­рим­ским» направ­ле­ни­ем в порт­рет­ном искус­стве I века до н. э. раз­ви­ва­ет­ся дру­гое направ­ле­ние — элли­ни­зи­ру­ю­щее. [с.22] Оно отнюдь не явля­ет­ся про­стым пере­но­сом на рим­скую поч­ву тра­ди­ций элли­ни­сти­че­ско­го порт­ре­та. Даже в наи­бо­лее элли­ни­зи­ро­ван­ных про­из­веде­ни­ях, испол­нен­ных гре­ка­ми, работав­ши­ми в Риме, чув­ст­ву­ет­ся вос­при­я­тие авто­ра­ми тре­бо­ва­ния переда­чи боль­шо­го внеш­не­го сход­ства, пред­ъ­яв­ля­е­мо­го к рим­ско­му порт­ре­ту.

Наи­бо­лее ярким образ­цом элли­ни­зи­ру­ю­ще­го порт­ре­та на рим­ской поч­ве явля­ет­ся так назы­ва­е­мая ста­туя «пол­ко­во­д­ца», най­ден­ная в Тиво­ли, в суб­струк­ци­ях хра­ма Гер­ку­ле­са, и хра­ня­ща­я­ся теперь в Нацио­наль­ном музее в Риме. Полу­об­на­жен­ный атле­ти­че­ский торс, живо­пис­но пере­ки­ну­тый через левую руку плащ, вся несколь­ко теат­раль­ная поза ора­то­ра напо­ми­на­ют про­из­веде­ния элли­ни­сти­че­ских скуль­п­то­ров. Пан­цирь у ног героя ука­зы­ва­ет на его про­фес­сию. Верх­няя часть голо­вы была сде­ла­на из дру­го­го кус­ка мра­мо­ра — при­ем, неред­ко встре­чаю­щий­ся в элли­ни­сти­че­ской скульп­ту­ре. В лице отсут­ст­ву­ют сухость и гра­фич­ность — оно очень пла­стич­но, пора­жа­ет слож­ной леп­кой фор­мы, игрой све­то­те­ни. И все же это лицо, нек­ра­си­вое, избо­рож­ден­ное под­черк­ну­то передан­ны­ми склад­ка­ми, не вяжет­ся с геро­и­че­ски-теат­раль­ной позой и живо­пис­ным мето­дом испол­не­ния. Тре­бо­ва­ния инди­виду­аль­но­го сход­ства вопло­ще­ны авто­ром этой скульп­ту­ры чисто внешне. Утра­тив пафос элли­ни­сти­че­ских порт­ре­тов, этот образ не обрел досто­вер­но­сти порт­ре­тов рим­ских.

О вре­ме­ни изготов­ле­ния ста­туи из Тиво­ли и о том, кого из рим­ских государ­ст­вен­ных дея­те­лей она может изо­бра­жать, мно­го спо­ри­ли. Вто­рой вопрос пока оста­ет­ся без отве­та. Что каса­ет­ся пер­во­го, то, по сти­ли­сти­че­ским осо­бен­но­стям, она может быть отне­се­на ко вто­рой чет­вер­ти I века до н. э. Вполне воз­мож­но, что она явля­ет­ся ран­не­им­пе­ра­тор­ской копи­ей с ори­ги­на­ла того вре­ме­ни. Ста­туя пол­ко­во­д­ца из Тиво­ли пока­зы­ва­ет, как пре­тво­ри­лись в рим­ском искус­стве тра­ди­ции элли­ни­сти­че­ско­го порт­ре­та. Подоб­ных про­из­веде­ний немно­го, но они важ­ны для пони­ма­ния раз­ви­тия рим­ско­го скульп­тур­но­го порт­ре­та.


Источники:
© Фото, текст: Н. Н. Бритова, Н. М. Лосева, Н. А. Сидорова. РИМСКИЙ СКУЛЬПТУРНЫЙ ПОРТРЕТ. М., «Искусство», 1975, с. 21—22, илл. 20.
ENGLISH

Вы можете отметить интересные вам фрагменты текста, которые будут доступны по уникальной ссылке в адресной строке браузера.

Ключевые слова: мрамор статуя портрет портретная полководца из Тиволи полководец военачальник доспехи панцирь панцырь военный плащ палудаментум paludamentum