Статуя полководца из Тиволи
Мрамор.
2-я четв. I в. до н. э.
Рим, Национальный римский музей, Палаццо Массимо в Термах.

Статуя полководца из Тиволи.

Мрамор.
2-я четв. I в. до н. э.

Рим, Национальный римский музей, Палаццо Массимо в Термах.

Описание:
Наряду со «ста­ро­рим­ским» направ­ле­ни­ем в порт­рет­ном искус­стве I века до н. э. раз­ви­ва­ет­ся дру­гое направ­ле­ние — элли­ни­зи­ру­ю­щее. [с.22] Оно отнюдь не явля­ет­ся про­стым пере­но­сом на рим­скую поч­ву тра­ди­ций элли­ни­сти­че­ско­го порт­ре­та. Даже в наи­бо­лее элли­ни­зи­ро­ван­ных про­из­веде­ни­ях, испол­нен­ных гре­ка­ми, работав­ши­ми в Риме, чув­ст­ву­ет­ся вос­при­я­тие авто­ра­ми тре­бо­ва­ния пере­да­чи боль­шо­го внеш­не­го сход­ства, предъ­яв­ля­е­мо­го к рим­ско­му порт­ре­ту.

Наи­бо­лее ярким образ­цом элли­ни­зи­ру­ю­ще­го порт­ре­та на рим­ской поч­ве явля­ет­ся так назы­вае­мая ста­туя «пол­ко­во­д­ца», най­ден­ная в Тиво­ли, в суб­струк­ци­ях хра­ма Гер­ку­ле­са, и хра­ня­ща­я­ся теперь в Нацио­наль­ном музее в Риме. Полу­об­на­жен­ный атле­ти­че­ский торс, живо­пис­но пере­ки­ну­тый через левую руку плащ, вся несколь­ко теат­раль­ная поза ора­то­ра напо­ми­на­ют про­из­веде­ния элли­ни­сти­че­ских скуль­п­то­ров. Пан­цирь у ног героя ука­зы­ва­ет на его про­фес­сию. Верх­няя часть голо­вы была сде­ла­на из дру­го­го кус­ка мра­мо­ра — при­ем, неред­ко встре­чаю­щий­ся в элли­ни­сти­че­ской скульп­ту­ре. В лице отсут­ст­ву­ют сухость и гра­фич­ность — оно очень пла­стич­но, пора­жа­ет слож­ной леп­кой фор­мы, игрой све­то­те­ни. И все же это лицо, нек­ра­си­вое, избо­рож­ден­ное под­черк­ну­то пере­дан­ны­ми склад­ка­ми, не вяжет­ся с геро­и­че­ски-теат­раль­ной позой и живо­пис­ным мето­дом испол­не­ния. Тре­бо­ва­ния инди­виду­аль­но­го сход­ства вопло­ще­ны авто­ром этой скульп­ту­ры чисто внешне. Утра­тив пафос элли­ни­сти­че­ских порт­ре­тов, этот образ не обрел досто­вер­но­сти порт­ре­тов рим­ских.

О вре­ме­ни изготов­ле­ния ста­туи из Тиво­ли и о том, кого из рим­ских государ­ст­вен­ных дея­те­лей она может изо­бра­жать, мно­го спо­ри­ли. Вто­рой вопрос пока оста­ет­ся без отве­та. Что каса­ет­ся пер­во­го, то, по сти­ли­сти­че­ским осо­бен­но­стям, она может быть отне­се­на ко вто­рой чет­вер­ти I века до н. э. Вполне воз­мож­но, что она явля­ет­ся ран­не­им­пе­ра­тор­ской копи­ей с ори­ги­на­ла того вре­ме­ни. Ста­туя пол­ко­во­д­ца из Тиво­ли пока­зы­ва­ет, как пре­тво­ри­лись в рим­ском искус­стве тра­ди­ции элли­ни­сти­че­ско­го порт­ре­та. Подоб­ных про­из­веде­ний немно­го, но они важ­ны для пони­ма­ния раз­ви­тия рим­ско­го скульп­тур­но­го порт­ре­та.


Источники:
© Фото, текст: Н. Н. Бритова, Н. М. Лосева, Н. А. Сидорова. Римский скульптурный портрет. М., «Искусство», 1975, с. 21—22, илл. 20.

комм.
Ключевые слова: скульптура скульптурный sculptura римский римская римские неизвестный неизвестная неизвестного статуя статуи statua statuae портрет портреты римский мрамор портретная статуя мужской портрет полководца из тиволи полководец военачальник доспехи панцирь панцырь военный плащ палудаментум paludamentum горгонейон горгонион голова горгоны медузы горгона медуза птериги птеруги