Баччо Бандинелли (1493—1560).
Каррарский мрамор. 1520—1525 гг.Флоренция, Галерея Уффици
Группа Лаокоона.
Баччо Бандинелли (1493—1560).
Каррарский мрамор. 1520—1525 гг.
Флоренция, Галерея Уффици.
Мраморная группа Лаокоона.
Баччо Бандинелли (1493—
Каррарский мрамор.
Выс. 213 см, база 120 см.
Монументальная группа Лаокоона, также называемая «Лаокоон и его сыновья» Баччо Бандинелли (Флоренция, 1493—
У оригинала, который, согласно описанию Плиния Старшего в «Натуральной истории», был сделан из одного блока мрамора, отсутствовала рука жреца, и как сообщает Вазари в своем «Жизнеописании Баччо Бандинелли», взамен утраченной скульптор изготовил руку из воска и использовал ее в качестве образца для своей копии Лаокоона, заказанной в 1520 г. папой Львом X Медичи для подарка королю Франциску I.
Баччо создал копию из трех мраморных блоков. Переднюю сторону пьедестала он украсил натуралистически развернутым свитком, а боковые стороны — эмблемой папы Климента VII: прозрачный шар в лучах солнца, поджигающего дерево, и девиз папы: «Candor illaesus» («Непорочная чистота». Девиз вкупе с эмблемой читается так: Как солнечные лучи, прошедшие через стеклянный шар (линзу) сжигают все, кроме белого, так злоба врагов не способна причинить вред чистой душе. —
После смерти папы Льва X заказ был приостановлен и скульптор возобновил свою работу в 1523 г., после избрания Джулио де Медичи папой под именем Климента VII. В 1525 г. группа была готова и папа был настолько в восторге от скульптуры, что решил отправить ее вместо Франции во Флоренцию, где Вазари видел ее в конце второго коридора. Позднее Лаокоон был перемещен в Казино-ди-Сан-Марко и оказался в Галерее вместе с наследством кардинала Карло де Медичи, вероятно, в 1671 г.
Предыдущая реставрация была проведена после того, как скульптура была сильно повреждена огнем, разрушившим галерею 12 августа 1762 г., в результате которого была частично уничтожена крыша над западным коридором, а группа Лаокоона раскололась на сорок с лишним фрагментов. За прошедшие десятилетия поверхность потускнела и потемнела под слоями пыли и воска, что, с одной стороны, скрывало старую замазку и соединения, и необратимые красные пятна, вызванные огнем, но с другой стороны, лишало произведение искусства необходимой четкости.
Поэтому были проведены подробные графические прорисовки всех сломов, пересборок, и наиболее значимых соединений, среди которых правая рука младшего сына, а также голова и правая рука старшего сына. Лазерная чистка позволила аккуратно удалить труднорастапливаемые слои воска, сохранив при этом тончайший слой патины на поверхности мрамора. Белой целлюлозной шпатлевке, используемой для заполнения пустот и трещин, на ответственном этапе сочленения фрагментов придавали акварельный блеск, чтобы восстанавливаемая поверхность выглядела как можно более однородной.
до реставрации | после реставрации |
«Трудно себе вообразить, как гуманист мог рисовать в своем воображении древнюю скульптуру только через описания, сделанные Плинием. Но в то время, когда античность служила образцом для настоящего (и даже в повседневной жизни), эти истории, должно быть, вызывали яркие образы. И эти гуманисты с таким восторгом и вниманием читали Плиния, что они, вероятно, сформировали точное и верное представление о многих знаменитых, но не известных до сих пор мраморных скульптурах.
Когда в январе 1506 г. около Золотого дома стали появляться резкие формы монументальной группы, Джулиано да Сангалло сразу же распознал признаки того самого Лаокоона, о котором так восторженно отзывался Плиний. Был поспешно вызван Микеланджело, находившийся тогда в Риме, и он настолько высоко оценил находку, что вскоре после этого придал одной из своих обнаженных фигур в «Мадонне Дони» позу троянского жреца. С этого начался триумфальный путь античной скульптуры, которая до сих пор символизирует собой надрыв, мощь, бессилие, душераздирающие эмоции. Спустя 15 лет Баччо Бандинелли приступил к созданию своей грандиозной, величественной копии, которая теперь снова сияет вместе с другими восстановленными скульптурами: древней копией Геркулеса Фарнезе, вдохновившей бесчисленных современных художников в качестве образца отдыхающего героя, и Кабана, одной из самых знаменитых мраморных скульптур из коллекции Медичи. Работа, в результате которой было целиком отреставрировано главное произведение третьей галереи, получило щедрую поддержку отечественных и зарубежных друзей Галереи Уффици».
директор Галереи Уффици
© 2015 г. Описание: https://www.friendsoftheuffizigallery.org.
© 2018 г. Перевод с англ.: С. И. Сосновский.