Отправление императора на военную кампанию (profectio). Рельеф A из палаццо Канчеллерия в Риме.
Гипсовый слепок. Оригинал — лунский мрамор, 81—96 гг. н. э.
Выс. 206 см.
Рим, Палаццо делла Канчеллерия. Фото: И. А. Шурыгин

Отправление императора на военную кампанию (profectio). Рельеф A из палаццо Канчеллерия в Риме.

Гипсовый слепок. Оригинал — лунский мрамор, 81—96 гг. н. э.
Выс. 206 см.

Рим, Палаццо делла Канчеллерия.

Происхождение:
Ремонт­ные работы в палац­цо Кан­чел­ле­рия (Cortile delle Corazze), 1937—1939 гг.
Ори­ги­нал хра­нит­ся в Гри­го­ри­ан­ском музее свет­ско­го искус­ства (инв. №№ 13389—13391).

Описание:
Релье­фы, обна­ру­жен­ные под двор­цом Апо­сто­ли­че­ской Кан­це­ля­рии в Риме (палац­цо Кан­чел­ле­рия), явля­лись частью деко­ра обще­ст­вен­но­го мону­мен­та, дати­ру­е­мо­го прав­ле­ни­ем Доми­ци­а­на (81—96 гг.).

На релье­фе B изо­бра­жен отъ­езд (profectio) импе­ра­то­ра на вой­ну. Перед импе­ра­то­ром шест­ву­ют Марс и Минер­ва; его соп­ро­вож­да­ют так­же боги­ня Рома, Гений Сена­та со ски­пет­ром и Гений Рим­ско­го Наро­да с рогом изоби­лия. Сле­ва вид­но кры­ло Вик­то­рии — про­воз­вест­ни­цы успе­ха воен­ной кам­па­нии. Лицо импе­ра­то­ра Доми­ци­а­на в рам­ках кам­па­нии damnatio memoriae, раз­вер­ну­той после его смер­ти, было пере­ра­бота­но в лицо импе­ра­то­ра Нер­вы.

«Воз­мож­ным укра­ше­ни­ем одной из раз­ру­шен­ных арок Доми­ци­а­на, либо пост­ро­ен­но­го им Про­ход­но­го фору­ма (Forum Transitorium), счи­та­ют два баре­лье­фа, най­ден­ные в 1930-е гг. в палац­цо дел­ла Кан­чел­ле­рия (Palazzo della Cancelleria). Один из баре­лье­фов (Фриз A) изо­бра­жа­ет сбо­ры Доми­ци­а­на в поход про­тив хат­тов, дру­гой (Фриз B) — воз­вра­ще­ние Вес­па­си­а­на и юно­го Доми­ци­а­на в Рим после победы в граж­дан­ской войне 69 г. При этом, в свя­зи с “про­кля­ти­ем памя­ти” (damnatio memoriae) Доми­ци­а­на, его голо­ва на фри­зе A была впо­след­ст­вии пере­де­ла­на в голо­ву импе­ра­то­ра Нер­вы. Сей­час эти баре­лье­фы, являв­ши­е­ся, ско­рее все­го, эле­мен­та­ми три­ум­фаль­ных укра­ше­ний, хра­нят­ся в музе­ях Вати­ка­на».

С. Г. Пла­к­син, Е. И. Руза­е­ва. Архи­тек­ту­ра Древ­не­го Рима на моне­тах рес­пуб­ли­ки и импе­рии. М., изд. Onebook.ru, 2014 г. Т. 1, с. 518—519.

Литература:
С. Г. Пла­к­син, Е. И. Руза­е­ва. Архи­тек­ту­ра Древ­не­го Рима на моне­тах рес­пуб­ли­ки и импе­рии. М., изд. Onebook.ru, 2014 г. Т. 1, с. 518—519.

Источники:
© 2014 г. Фото: И. А. Шурыгин.
Ключевые слова: скульптура скульптурный sculptura римский римская римские рельеф имперский римская мифология mythologia romana гений гения genius богиня минерва минервы minerva римский император домициан домициана imperator domitianus римский император марк кокцей нерва нервы imperator marcus cocceius nerva портрет портреты портретный портретная римский мужской мужская мужчины мужчина династия антонинов антонины династия флавиев флавии gens flavia flavii портретный рельеф рельефы рельефный портрет гипс гипсовый слепок рельеф дворца палаццо канчеллерия рельеф a отправление отъезд императора на военную кампанию profectio домициан нерва damnatio memoriae